Подробное описание церкви Сен-Сюльпис в Париже

Церковь Сен-Сюльпис, в обычном смысле, ориентированная с востока на запад, это внушительное здание длиной 120 метров, 57 метров в ширину, 30 метров высотой под центральным сводом, которое после собора Парижской Богоматери является наибольшей церковью в Париже. Перипетии и рассрочка его строительства между первоначальными планами Даниэля Життара, датированные 1660 годом, возобновление работ учеником Жилем-Мари Оппенором в 1719 до торжественной дарственной надписи до 1745 года и окончательного повышения западного фасада между 1732 и 1870 годами, объясняют разнородный стиль, смешанный между архитектурой иезуитов и более классической архитектурой.
План и первоначальные архитектурные принципы Сен-Сюльпис действительно вдохновляются некоторыми зданиями, установленными иезуитами, чья концепция претендовала, чтобы быть приспособленной к католической литургии, реформированной Тридентским собором: «Церковь с латинским крестом, с единственным нефом, приуроченным к прилегающим часовням и трансепту, слегка выпуклыми, арочными сводами, высокими окнами, куполом в пересечении, фасадом по двум порядкам, наложенным неравной шириной, увенчанной фронтоном».
Этот архитектурный стиль был введен во Франции в начале XVII века в нескольких вариантах, в том числе в Париже, в церкви Сен-Поль-Сен-Луи (1627-1641 гг.) и часовне Сорбонны (1634 г.). Он также содержится в части церкви Сен-Рош (1680-1730 гг.).
Западный фасад, цель конкурса в 1732 году, когда были представлены многочисленные проекты, построен в новаторских планах Джованни Сервандони, бывшего архитектора театральных пейзажей; в разрыве со стилем остальной части здания, проект сильно вдохновил фасад собора Святого Павла в Лондоне, в ответ на традиции неоклассического барокко. Он включает в себя два просторных портала, цокольный этаж дорического и ионического ордера, соединяя основы башен. Эти два портала, каждый пронзенный семью арками, поддерживают треугольный фронтон и широкие концы фасада, где стоят две башни примерно на 70 метров выше, чем в соборе Парижской Богоматери.
Все-таки настоящий фасад ощутимо отличается от первоначального проекта. Большой центральный фронтон, разрушенный молнией, до сих пор не возобновлен. Что касается башен, то они были возобновлены Жаном-Франсуа Шальгреном в 1777 году, который закончил северную башню в 1780-1781 годах. Южная башня осталась незаконченной, о чем свидетельствуют дыры, и впоследствии ее окончательно убрали.
Сен-Сюльпис имеет две башни различной архитектуры: южная башня Маклорена заканчивается изогнутой частью восьмиугольного фронтона, увенчанного круглой башней, а северная башня Шальгрена состоит из четырехугольных и треугольных фронтонов выше верхней части, которые также круговые. Эти башни, увенчанные балюстрадой, генерируют, вопреки первоначальному проекту, впечатление асимметрии, усиленной своей различной высотой (73 метра северная башня и 68 метров южная башня). В отличие от главного фасада, трансепты подчиняются иезуитской модели, «два фасада, наложенные неравной шириной, увенчаны фронтоном».
Часовня Богородицы находится на продольной оси в восточной части здания; от туда можно попасть в галерею, которая окружает хор. Архитектор Кристоф Гамар воплотил свой эллиптический план. Луи Ле Во (1612-1670) построил стены. Сервандони частично способствовал его оформлению. Эта часовня более причудливого стиля включает алтарь, посвященный Богородице, купола, окрашенные в стиле рококо Лемуаном в 1732 году, и окружена стенами, расписанными Карломван Ло.
«Богоматерь с младенцем», фигурирующая в нише, - работа Жан-Батиста Пигаля (1714-1785). Согласно Жаку Иллере, эта статуя заменила массивную серебряную статую, прозванную Богоматерь старой посуды. Этот мрамор имеет особенность показывать Деву, раздавливающую змею. Часовня освещена двумя витражами, представляющими монограмму AM (Аве Мария).
Большой хор был построен по плану Даниэля Житара. Он включает семь аркад, которые являются опорами арки, украшенные коринфскими пилястрами, покрытыми мрамором. Трансепт был построен в несколько этапов: северный трансепт с его порталом Кристофом Гамаром между 1660и 1678 годами, а южный трансепт и та же сторона портала Жиль-Мари Оппенором между 1719 и 1745 годами. Неф был осуществлен Жиль-Мари Оппенором, архитектором регента с 1719 года.
На обоих концах перистили, у подножия двух башен церкви две круглые часовни оформлены по плану Шальгрена. Север предназначен для крещения, которое отмечается в традиционном месте (рядом со входом в храм, на северной стороне). Он украшен скульптурами Буазо: горельеф Крещения Христа и четырьмя аллегориями: Мудростью, Благодатью, Силой и Невинностью.