Пролив Дарданеллы - «Море Геллы» (Пролив Босфор и Дарданеллы на карте мира)
Содержание:
Пролив Дарданеллы на карте мира.
Пролив Дарданеллы – гордость и слава всех жителей Турции. Для туристов – это уникальная возможность прикоснуться к месту боевой славы всей страны, интересная историческая достопримечательность Турции.
Посещая это место (вместе с прилегающим городом Чанаккале), возникают образы славных воинов, их покровителей и муз. Среди них: Ксеркс 1, Александр Македонский, Марк Антоний, Клеопатра и многие другие.
Дарданеллы – это пролив между северо-западной частью Малой Азии и, находящимся в европейской части Турции Галлипольским полуостровом. Пролив Дарданеллы, ширина которого составляет от 1,3 км до 6 км, а длина - 65 км, имеет важное стратегическое значение, так как является частью водного пути, соединяющего Средиземное море с Черным.
Пролив Дарданеллы в паре с Босфором и вместе с Мраморным морем разделяет Азиатскую и Европейскую части современной Турции. По турецки пролив называется «Чанаккале Богазы» (от имени города на азиатском берегу пролива). Длина и ширина пролива Дарданеллы в два раза больше длины и ширины Пролива Босфор.
Легенды Пролива Дарданеллы (Море Геллы)
Устаревшее название пролива – Геллеспонт, что с греческого переводится как «море Геллы».
Это название связано с древним мифом о близнецах, брате и сестре, Фриксе и Гелле. Рожденные орхоменским царем Афамантом и Нефелой, дети вскоре остались без матери - их воспитывала злая мачеха Ино.
Она захотела погубить брата и сестру, но близнецы спаслись бегством на летающем баране с золотой шерстью. Во время полета Гелла соскользнула в воду и погибла.
Место падения девочки – между Херсонесом и Сигеем - с тех пор прозвали «морем Геллы».
Пролив Дарданеллы получил свое современное наименование по названию когда-то стоящего на его берегу древнего города – Дардания.
Дарданеллы - история воин за пролив со времён античного мира
Пролив Дарданеллы на протяжении долгого времени являлся объектом стратегической борьбы. История пролива отмечена массой сражений и зафиксирована во множестве международных соглашений. А главная историческая реликвия вблизи пролива — развалины Трои.
Древний Город Троя (Илион) был расположен недалеко от западного входа в пролив Дарданеллы. Еще в 12 веке до н. э. пролив и земли вокруг пролива стали ареной Троянской войны.
Во время Греко-персидских войн (V в. до н.э), Ксеркс I повелел построить лодочный мост для переправы войск через Дарданеллы в Грецию. Геродот пишет, что Персидская армия Ксеркса построила 2 моста из морских судов через Дарданеллы и прошла по ним в Европу. Первый состоял из 360 судов, а второй мост состоял из 314 судов.
В 334 г. до н. э. Александр Македонский, переправился из Европы через Геллеспонт (Дарданеллы) и начал свой знаменитый поход в Азию.
Спустя более полутора тысячелетия в самом узком месте пролива Мехметом II Завоевателем были построены две крепости. Крепость Чименлик — на азиатском берегу и крепость Килитбахир на европейском берегу пролива (как Румели Хисары и Анадолу Хисары на Босфоре).
Крепости были построены в 1462-1467 годах, спустя 10 лет после взятия Константинополя (1453), чтобы совсем обезопасить новую столицу Османской Империи от угрозы венецианского флота. Крепость Килитбахир (в переводе «замок моря») построена в форме трёхлистного клевера в центре которого находится семиэтажная 30 метеровая башня. Крепость Чименлик ныне служит как военно-морской музей, часть экспозиции музея, это полноразмерная копия минного заградителя «Нусрет» который швартован рядом с крепости у музейного причала.
По договору, заключенному в 1841 году, только турецкие военные корабли могли проходить Дарданеллы. Первая Балканская война положила конец такому положению вещей. Греческий флот разбил турецкий при входе в проливы дважды: в 1912 году, 16 декабря, во время сражения у Элли, и в 1913 году, 18 января, в битве при Лемносе.
После этого турецкий флот не решался более выйти из пролива. В дни Первой мировой войны за Дарданеллы велись кровопролитные бои между Атлантой и Турцией. В 1915 году сэр Уинстон Черчилль решил разом выбить Турцию из войны, прорвавшись к столице страны через пролив Дарданеллы.
Первый Лорд Адмиралтейства был лишен военного таланта, поэтому операция потерпела крах. Кампания была плохо спланирована и бездарно осуществлена. За один день англо-французский флот лишился трех броненосцев, остальные корабли получили серьезные повреждения и чудом уцелели.
Высадка бойцов на Галлипольский полуостров обернулась еще большей трагедией. 150 тысяч человек погибли в позиционной мясорубке, не принесшей никаких результатов. После того как турецкий миноносец и немецкая подлодка потопили еще три английских броненосца, а второй десант в бухте Сувла был бесславно разбит, военную операцию решено было свернуть.
Об обстоятельствах величайшей катастрофы в британской военной истории написана книга под названием «Дарданеллы 1915. Самое кровавое поражение Черчилля».
Острова пролива Дарданеллы
В Мраморном море несколько островов. Крупнейший из них Мармара, именно его именем назвали само море. На острове с древности и по сей день, добывают белый мрамор, а на побережье – можно найти шикарный пляж.
Другой остров – Тюркели, рай для любителей пляжного отдыха и вина, расположен на юго-западе. Наконец, девять, так называемых, Принцевых островов, находятся в пределах 25 км от Стамбула, четыре из них открыты для посещения, один – в частной собственности и другие четыре - необитаемы. Между материком и островами работает паромное сообщение. На паром можно сесть в порту Кабаташ, это конечная остановка трамвая.
На острова ездят как туристы, так и местные: гулять, купаться и загорать. Особое внимание стоит уделить двум из них. Это Кыналыада – ближайший к Стамбулу, спокойный и уютный остров с лучшими пляжами, особенно хорош для туристов с маленькими детьми. Далее, проехав мимо двух похожих на него островов, Бургазады и Хейбелиады, стоит высадиться на острове Бююкада. Это «законсервированный» и особо охраняемый муниципалитетом остров, самый посещаемый и интересный для туристов, ищущих погружения в местный колорит. На нем запрещено строить современные здания и нарушать атмосферу старины и самобытности.
На Бююкаде «табу» на классические автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Лошади, повозки, фаэтоны, электромобили и велосипеды: вот и весь выбор транспортных средств. Многие туристы гуляют по острову пешком. На пристани работает множество кафе, где готовят свежие морепродукты, и магазинов с местными сувенирами. Не пропустите уникальный мир Мармары, это небольшое море обогатит ваши впечатления от поездки по Турции.
Стратегическое значение Пролива Дарданеллы
Географическое расположение и значение моря для транзита из Европы в Азию сложно недооценить: оно соединяет два Мира посредством проливов Босфор и Дарданеллы. На обоих берегах тридцати километровой петляющей водной трассы между Черным и Мраморным морями - Босфора, стоит Стамбул.
Босфор и Дарданеллы являются звеньями цепи, соединяющей закрытое море (Черное) с открытым (Средиземным). Эти проливы не раз становились предметом спора ведущих мировых держав. Для России в 19 веке путь к Средиземному морю обеспечивал доступ к центру мировой торговли и цивилизации.
В современном мире он также имеет важное значение, является «ключом» к Черному морю. Международная конвенция предполагает, что проход торговых и военных судов через черноморские проливы должен быть бесплатным и свободным. Однако Турция, которая является основным регулятором движения через пролив Босфор, старается использовать эту ситуацию в своих интересах.
Когда в 2004 году сильно увеличился объем экспорта нефти из России, Турция санкционировала ограничение движения судов в Босфоре. В проливе появились пробки, а нефтяники стали нести всевозможные убытки за срыв сроков поставок и простой танкеров. Россия официально обвинила Турцию в намеренном осложнении движения на Босфоре с целью перенаправления экспортного грузопотока нефти в порт Джейхан, чьи услуги являются платными.
Это не единственная попытка Турции извлечь выгоду из своего геофизического положения. Страна разработала проект строительства Босфорского канала. Идея хороша, однако Турецкая Республика пока не нашла инвесторов для воплощения в жизнь этого проекта.
Пролив Дарданеллы на карте мира
Пролив Дарданеллы на карте мира.
История понтонных переправ через Дарданеллы с античных времён
Геродот (484-425 гг до н. э.) рассказывает уже не о мифах, а о фактах истории Дарданелл, хотя и не без преувеличений.
Так, по мнению историков, он очень сильно завысил численность армии персидского царя Ксеркса I, шедшей на Фермопилы. Но добросовестно изложил одну историю, связанную с этим походом.
В 480 г до н. э. по приказу Ксеркса были построены два понтонных моста через Геллеспонт Но когда армия начала переправляться, поднялась буря и разметала понтоны. Ксеркс, вне себя от гнева, приказал высечь плетьми солдат, строивших мосты, а заодно и море, затем кинуть в него цепи, а надзирателям над работами по наведению мостов — отсечь головы.
Этот эпизод описал в своей трагедии «Персы» и драматург Эсхил. Геродот замечает, что Ксеркс был весьма самонадеян, выбрав такой способ пересечения Геллеспонта между Абидосом и Сестосом.
Но в 334 г до н. э. таким же способом и в этом же месте, только в противоположном направлении, переправил свою армию через пролив другой полководец великий Александр Македонский. Перед началом переправы он бросил в море, в сторону Абидоса, свое копье — как символ грядущего завоевания Азии.
В 1352 г тем же способом пролив преодолели турки-османы, а в 1354 г они захватили византийский город Каллиполис (затем Галлиполи, ныне Гелиболу) — с этого началось покорение османами Европы.
Противоречивость природы в проливе Дарданеллы
Пролив Дарданеллы считается одним из самых опасных мест для судоходства в мире. Он очень узкий, его фарватер ограничивают извилистый рельеф берегов. Это объясняется тем, что в древности на месте пролива было русло реки, затопленное в результате опускания суши. В Мраморном море соленость воды — 25,5-29%о, а в Эгейском — 37-40%о, плотность воды в поверхностном и глубинном слоях воды — тоже разная. Это порождает явление, характерное для многих проливов, — образуются течения, противоположные друг другу.
Достопримечательности недалеко от пролива Дарданеллы
Недалеко от пролива Дарданеллы находятся и другие достопримечательности Турции:
- Троя — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО: от периода неолита (Кутемпе в окрестностях Трои) до 350 г до н. э. — 400 г н. э. — 9 археологических слоев самого города;
- Гелиболу: башня византийского укрепления Каллиполис (восстановлена в XIV в.), в ней — Музей турецкого адмирала Пири Рейса, автора путеводителя по Средиземному и Эгейскому морям, крепость (XIV в.), мечеть Сулеймана-Паши (XIV в.), Дом Мевлеви (XVII в.), Мемориал русским воинам в окрестностях города;
- Полуостров Гелиболу — Троя и еще 32 античных памятника, Национальный парк Мира, посвященный истории Первой мировой войны (оружие, затопленные корабли, вырытые окопы, защитные сооружения).
- Чанаккале: мечети: Калеи Султанийе, Кёпрюлю Мехмед-Паша, Сефер-Шах; музеи: Археологический, Ататюрка, Военный, Троянский; монументы погибшим австралийским, английским и новозеландским воинам, многочисленные горячие источники.
Любапытные факты, связанные с проливом Дарданеллы
Любапытные факты, связанные с проливом Дарданеллы:
- 3 мая 1810 г. великий английский поэт Джордж Гордон Байрон вместе с товарищем, лейтенантом Экенхедом, переплыл Дарданеллы, задавшись целью повторить подвиг древнегреческого героя Леандра, каждую ночь переплывавшего Геллеспонт ради свидания с возлюбленной. Байрон преодолел расстояние между точками, где в древности находились города Абидос и Сестос, за 1 час и 10 минут. В честь 200-летия этого события в 2010 г. состоялся массовый заплыв через Дарданеллы по маршруту Байрона, а это 5 км (с учетом сноса по течению, по прямой расстояние здесь от одного берега до другого около одной морской мили). Среди 140 участников заплыва был и потомок поэта. Нынешний рекорд пересечения пролива вплавь составляет 48 мин. Победитель заплыва 2010 г. преодолел пролив за 1 час и 27 минут. Но все равно он — настоящий герой. Температура воды в тот день была необычайно низкой для мая — +13*С, к тому же штормило.
- Памятник русским воинам на русском кладбище, называемом «Голым полем», установленный в 2008 г., представляет собой реконструкцию памятника 1921 г., разрушенного землетрясением 1949 г. Тот, первый памятник был передан Гели-болу генералом А. П. Кутеповым, когда его корпус покидал город. На вершине каменного кургана установлен крест. Надпись на памятнике гласит: «Первый корпус Русской армии — своим братьям-воинам, в борьбе за честь Родины нашедшим вечный покой на чужбине в 1920-1921 годах и в 1854-1855 годах, и памяти своих предков-запорожцев».
- Почти все время Второй мировой войны Турция держала нейтралитет, Дарданеллы были закрыты для кораблей воюющих стран. В феврале 1945 г. Турция вступила в войну на стороне антигитлеровской коалиции, однако этой декларацией и ограничилась.
- В последнее время в Турции звучит все больше призывов пересмотреть положения Конвенции Монтрё. Речь идет об экологической угрозе Проливам в связи со все большей плотностью потока кораблей и возрастанием количества аварий с нефтеналивными судами.
- В 2011 г турецкий археолог Растем Аслан, руководитель раскопок на территории Трои, сделал заявление, что его группой, работавшей на побережье возле городка Канаккале, на дне пролива обнаружены остатки древнего поселения, возраст которого — примерно пять тыс. лет. По словам Аслана, сохранилось лишь примерно 5% его строений.