Руссо-Балт российский легковой автомобиль

Выход первого русского авто в 1909 году стал символом новой жизни, комфортной и быстрой.
Легковой автомобиль «Руссо-Балт» не был первенцем российского автомобилестроения (первыми были Фрезе и Яковлев в 1896 году), да и выпуск его продолжался недолго — в 1909—1918 годах. Однако за столь короткое время надежная элегантная машина успела стать легендарной.
Как это часто бывает, хорошая вещь появилась случайно. Можно сказать, от безысходности: Русско-Балтийский вагонный завод проектировал механизированный обоз для армии — шла Русско-Японская война. Завершить работы до окончания боевых действий не успели, нужда в обозе пропала. Один из руководителей предприятия — Иван Фрязиновский — предложил наладить производство автомобилей «Руссо-Балт» и возглавил созданный под эти нужды отдел.
Обратившись к зарубежному опыту и подключив к инженерно-конструкторским работам иностранцев, Фрязиновскому удалось уже через год выкатить первую машину в линейке «Руссо-Балтов».
Зарубежный опыт — зарубежным опытом, но конструкторы постарались сделать свой автомобиль максимально приспособленным к условиям России. Известно, русские дороги всегда были, мягко говоря, «не фонтан». И среди обязательных требований к «Руссо-Балту» были возможность выдерживать сильную тряску, повышенная проходимость, «умение» проехать даже по глубокой грязи и колее.
И это получилось — автомобиль «Руссо-Балт» отличался надежностью, позволившей ему хорошо показать себя в международных пробегах, и прекрасной «выдержкой» на пересеченной местности, он проползал даже там, где вязли лошади, а о его прочности ходили легенды.
Была специальная так называемая зимняя модификация — с гусеницами Кегресса сзади и лыжами спереди! Вот только все эти преимущества сказались на цене — она сильно (в моделях класса «люкс» — до полутора раз) превосходила зарубежные аналоги. Эпоха дешевых посредственных легковушек в российской истории еще не наступила...
Судьба Русско-Балтийского завода сложилась драматично: в Первую мировую его эвакуировали в Москву, после революции национализировали и перепрофилировали на бронетехнику, а в 1923-м — на самолеты. Сейчас бывший Русско-Балтийский вагонный завод занимается ракетами.
«Руссо-Балт» - первая «автоласточка» России
Скорость и удобство езды были главными достоинствами знаменитого «Руссо-Балта», впервые увидевшего свет 21 июня на российском предприятии «Русско-Балтийский вагонный завод» в Риге. Автомобиль пополнил арсенал его продукции - вагонов, аэропланов, кораблей.
Популярность первой русской серийной автомашины быстро росла: уже шесть лет спустя было выпущено около 150 машин разных модификаций, названия которых будоражили воображение россиян: лимузин, фаэтон, Торпедо, берлин, ландоле... Цены тоже впечатляли, варьируя от 5500 рублей на модели «К» до 7500 рублей на модели «С», при этом зарубежные «Опели» или «Рено» обходились покупателям в 5000 рублей.
Нужно было поддерживать отечественного производителя, и большие, комфортные «Руссо-Балты» приобретали великий князь Константин Константинович (сразу три!) и великая княжна Мария Павловна, министр Императорского двора, барон Владимир Фредерикс и граф Сергей Витте. Русские авто стояли в гаражах государя и князя Бориса Голицына, банкира Алексея Путилова и Эдуарда Нобеля.
О «Руссо-Балтах» стали ходить легенды. Рассказывали, что один из них по недосмотру водителя врезался в избу и развалил ее по бревнышку, сам же уцелел. «Руссо-Балты», в лучших традициях романов Ильфа и Петрова «ударяя автопробегом по бездорожью и разгильдяйству», раз за разом побеждали в престижных европейских соревнованиях. Они дважды первенствовали в гонке от Петербурга до Монте Карло (1912— 1913) и первыми из мировых авто сумели заехать на вершину древнего вулкана Везувия.
В 1915 году, в разгар Первой мировой войны, завод, выпустивший к тому времени около 500 машин, эвакуировали в район подмосковных Филей. В царском гараже, крупнейшем в Европе, было три «Руссо-Балта». Вместе с личным водителем, французом Адольфом Кегрессом, Николай II развивал на русском «моторе» скорость до 75 км/ч.
Император высочайше даровал предприятию право наносить на «Руссо-Балты» государственный герб - изображение двуглавого орла.
Пример первой «автоласточки» оказался заразительным: в скором времени на машины стали пересаживаться представители самых разных российских сословий.