Сикстинская капелла

Сикстинская капелла

Тысяча пятьсот двенадцатый год отпечатался в истории мирового искусства последним мазком, оставленным кистью великого Микеланджело Буонарроти на своде Сикстинской капеллы. Эти росписи, без сомнения, один из ярчайших шедевров итальянского Возрождения.

Сикстинская капелла возводилась в конце 1470-х годов по заказу папы римского Сикста IV — отсюда и ее название.

Внешне Сикстинская капелла напоминает скорее крепостное строение, нежели культовое. Впрочем, такое сходство имеет свои основания. Предшественница Сикстинской — Великая капелла Ватикана — показалась в неспокойном XV веке недостаточно укрепленной, и папа Сикст IV распорядился построить более надежную. А о том, что это все-таки домовый храм, должны были напомнить художники. Стены расписывали Сандро Боттичелли, Гирландайо, Перуджино, Лука Синьорелли.

Фрески Сикстинской капеллы

«Портрет Микеланджело» (ок. 1535) работы Якопино дель Конте.Микеланджело Буонарроти расписывал своды Сикстинской капеллы. Он же написал и композицию «Страшный суд», занимающую всю западную стену. «Бог, создающий Землю», «Сотворение Адама», «Грехопадение».

31 октября 1512 года в Риме состоялось торжественное открытие обновленной Сикстинской капеллы, явившей миру один из шедевров эпохи Ренессанса — потолочную роспись кисти Микеланджело. Что ни фреска — сокровище. Папа Юлий II отслужил в честь завершения фресок торжественную вечерню.

У Микеланджело к тому времени вообще не имелось опыта работы во фресковой живописи; основные его тогдашние достижения были связаны со скульптурой.

В 1508 году художник приступил к росписи, забравшей у него четыре года жизни: в конце октября 1512 года расписанную Микеланджео Сикстинскую капеллу открыли для посещения.

Творение Микеланджело — при всем своем ортодоксальном содержании — являлось совершенно новаторским. И это касалось не только манеры исполнения, но и вообще «иллюзионистской» потолочной росписи. Это искусство, известное в античном мире, к XV веку оказалось практически забыто. Одним из пионеров его возрождения стал Андреа Мантенья, расписавший в 1470-х годах герцогский дворец в Мантуе. Однако масштабы работы Микеланджело — совершенно другие. Учитывая огромную площадь росписи Сикстинской капеллы и то обстоятельство, что художник должен был писать ее, запрокинув голову вверх, его труд выглядит нечеловеческим — при том, что работал он, кажется, без эскизов, начисто.

Центральная часть фрескового ансамбля — девять сцен, иллюстрирующие Книгу Бытия: это сотворение мира, история Адама и Евы, история Ноя.

«Сотворение Адама»

 Фреска «Сотворение Адама», центральная композиция потолочной росписи Сикстинской капеллы.

Особенно выразительна композиция «Сотворение Адама» с ее невероятным «электрическим» напряжением, «причина» которого заключается в крохотном промежутке между пальцами Бога-Отца и еще лишенного жизни Адама. Вообще, говоря о силе воздействия работ Микеланджело, часто употребляют слово «terribilita», то есть «бросающие в трепет».

К концу XX столетия краски Микеланджело изрядно поблекли, и Ватикан решился отреставрировать уникальные росписи. Это была, возможно, одна из самых громких и спорных реставраций века. Дело в том, что ее исполнители приняли за аксиому, что Буонарроти расписывал капеллу исключительно по сырой штукатурке, поэтому сняли с плафона все «лишнее» вплоть до нижнего штукатурно-красочного слоя. Оппоненты же утверждали, что художник мог что-то и поправлять посуху... В результате многолетней реставрации краски вновь заиграли свежестью, но кое-где пропала деталировка (видимо, нанесенная все-таки по сухой штукатурке), что, разумеется, подлило масла в огонь профессиональных споров.

А еще Сикстинская капелла известна тем, что в ней проходят конклавы — собрания кардиналов, на которых избирают нового папу Римского после смерти или отставки предыдущего. Так, дым (белый или черный) из печной трубы капеллы оповещает о том, избран или нет новый понтифик.


Саша Митрахович 16.02.2018 10:10
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча