Сикстинская капелла

Тысяча пятьсот двенадцатый год отпечатался в истории мирового искусства последним мазком, оставленным кистью великого Микеланджело Буонарроти на своде Сикстинской капеллы. Эти росписи, без сомнения, один из ярчайших шедевров итальянского Возрождения.
Сикстинская капелла возводилась в конце 1470-х годов по заказу папы римского Сикста IV — отсюда и ее название.
Внешне Сикстинская капелла напоминает скорее крепостное строение, нежели культовое. Впрочем, такое сходство имеет свои основания. Предшественница Сикстинской — Великая капелла Ватикана — показалась в неспокойном XV веке недостаточно укрепленной, и папа Сикст IV распорядился построить более надежную. А о том, что это все-таки домовый храм, должны были напомнить художники. Стены расписывали Сандро Боттичелли, Гирландайо, Перуджино, Лука Синьорелли.
Фрески Сикстинской капеллы
Микеланджело Буонарроти расписывал своды Сикстинской капеллы. Он же написал и композицию «Страшный суд», занимающую всю западную стену. «Бог, создающий Землю», «Сотворение Адама», «Грехопадение».
31 октября 1512 года в Риме состоялось торжественное открытие обновленной Сикстинской капеллы, явившей миру один из шедевров эпохи Ренессанса — потолочную роспись кисти Микеланджело. Что ни фреска — сокровище. Папа Юлий II отслужил в честь завершения фресок торжественную вечерню.
У Микеланджело к тому времени вообще не имелось опыта работы во фресковой живописи; основные его тогдашние достижения были связаны со скульптурой.
В 1508 году художник приступил к росписи, забравшей у него четыре года жизни: в конце октября 1512 года расписанную Микеланджео Сикстинскую капеллу открыли для посещения.
Творение Микеланджело — при всем своем ортодоксальном содержании — являлось совершенно новаторским. И это касалось не только манеры исполнения, но и вообще «иллюзионистской» потолочной росписи. Это искусство, известное в античном мире, к XV веку оказалось практически забыто. Одним из пионеров его возрождения стал Андреа Мантенья, расписавший в 1470-х годах герцогский дворец в Мантуе. Однако масштабы работы Микеланджело — совершенно другие. Учитывая огромную площадь росписи Сикстинской капеллы и то обстоятельство, что художник должен был писать ее, запрокинув голову вверх, его труд выглядит нечеловеческим — при том, что работал он, кажется, без эскизов, начисто.
Центральная часть фрескового ансамбля — девять сцен, иллюстрирующие Книгу Бытия: это сотворение мира, история Адама и Евы, история Ноя.
«Сотворение Адама»

Особенно выразительна композиция «Сотворение Адама» с ее невероятным «электрическим» напряжением, «причина» которого заключается в крохотном промежутке между пальцами Бога-Отца и еще лишенного жизни Адама. Вообще, говоря о силе воздействия работ Микеланджело, часто употребляют слово «terribilita», то есть «бросающие в трепет».
К концу XX столетия краски Микеланджело изрядно поблекли, и Ватикан решился отреставрировать уникальные росписи. Это была, возможно, одна из самых громких и спорных реставраций века. Дело в том, что ее исполнители приняли за аксиому, что Буонарроти расписывал капеллу исключительно по сырой штукатурке, поэтому сняли с плафона все «лишнее» вплоть до нижнего штукатурно-красочного слоя. Оппоненты же утверждали, что художник мог что-то и поправлять посуху... В результате многолетней реставрации краски вновь заиграли свежестью, но кое-где пропала деталировка (видимо, нанесенная все-таки по сухой штукатурке), что, разумеется, подлило масла в огонь профессиональных споров.
А еще Сикстинская капелла известна тем, что в ней проходят конклавы — собрания кардиналов, на которых избирают нового папу Римского после смерти или отставки предыдущего. Так, дым (белый или черный) из печной трубы капеллы оповещает о том, избран или нет новый понтифик.