Суэцкий канал

1859 год запомнился грандиозным для своего времени строительным проектом — сооружением Суэцкого канала.
Каналы на Суэцком перешейке строили еще в глубокой древности. В XIX веке, с развитием международных торговых связей, проект соединения Красного и Средиземного морей посредством канала получил особенное значение. В 1854 году французский консул в Египте Фердинанд де Лессепс получил от египетского правителя Саида-паши концессию на создание Всеобщей компании Суэцкого канала. Последняя, однако, была создана лишь в 1858 году, и только в апреле 1859 года начались работы по сооружению канала.
Они велись весьма интенсивно, стоили немалых средств и — увы — жизней. Рабочих предоставляла главным образом египетская сторона, но трудились на постройке канала и европейцы. Для них жизнь в пустыне, под палящим солнцем, при недостатке пресной воды была особенно тяжела. Ситуация несколько улучшилась, когда был пущен в строй пресноводный канал из Каира на Исмаилию, сооружение которого началось одновременно с прокладкой Суэцкого канала. Первые корабли прошли по Суэцкому каналу в 1869 году.
Согласно первоначальным условиям договора, правительство Египта должно было получать 15% прибыли от прохода судов по каналу, а через 99 лет приобретало его в полную собственность. 53% акций Компании Суэцкого канала принадлежало французам, 44% приобрел Саид-паша, оставшиеся несколько процентов достались другим странам. Однако в 1875 году премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли, воспользовавшись огромными внешними долгами Египта, выкупил у него акции Компании. Она, по существу, стала англо-французской, а Египет оказался полностью отстранен и от управления каналом, и от прибылей.
История Египта.