Второй этаж Национального музея Средневековья

Главный экспонат Национального музея Средневековья в Особняке Клюни - это, безусловно, искусно выполненная серия гобеленов «Дама с единорогом», которая демонстрируется на втором этаже в специально затемненном помещении, напоминающем часовню зал № 13. Даже если вы не интересуетесь гобеленами, то все равно согласитесь с тем, что эти гобелены просто великолепны. Они образуют красочную аллегорическую серию из шести разных эпизодов, в каждом из которых появляется прекрасная дама в сопровождении льва и единорога.
Гобелены датируются концом XV столетия, возможно, они были изготовлены в Брюсселе для семьи Ле Вист - купцов из Лиона, предположительно в честь появления у этого рода своего герба, на котором изображены три полумесяца на голубой полосе, расположенной по диагонали, как это отражено на флагах в некоторых эпизодах.
На гобеленах виден приглушенный красный фон, расписанный множеством крохотных цветочков (отсюда название этого стиля мильфлёр - «тысяча цветов»), птичек, растений и животных.
Каждый эпизод представляет собой аллегорию одного из чувств, причем в качестве главного персонажа всех эпизодов выступает роскошно одетая молодая женщина: вот дама берет сладости из предложенной ей вазы («Вкус»), играет на переносном органе («Слух»), собирает ожерелье из гвоздики («Обоняние»), держит зеркало перед единорогом, который с удивлением смотрит на свое отражение («Зрение»), или же дотрагивается рукой до рога животного («Осязание»).
Последний шестой эпизод, с загадочным названием «Моему единственному желанию», изображает сцену, где дама кладет свое ожерелье в ларец для драгоценностей, который держит ее служанка.
Специалисты трактуют этот эпизод по-разному. Некоторые полагают, что он выражает опасную страсть, порожденную чувственностью, и доказательство тому, открытый позади полог, который выглядит как приглашение; другие же считают, что это аллегория шестого чувства «Морального долга», который уберегает даму от совершения подобного греха.
Другие экспонаты второго этажа Национального музея Средневековья (особняка Клюни) представляют собой огромное скопление разных предметов: здесь вы увидите резные скамьи для певчих, фрагменты алтарей, изделия из слоновой кости, витражи, иллюстрированные часословы, игры, изделия из меди и другие предметы роскоши.
В зале № 16 представлены церковные изделия из золота и эмали, в частности вестготские короны для обетов, датируемые XVII веком и искусная Золотая базельская роза на длинном стебле, изготовленная для авиньонского папы в 1330 году.
Войдя в зал № 17, вы опять попадаете в особняк Клюни (французское название Musée national du Moyen Âge). Яркие гобелены, потолочные балки и резные камины заставят вас забыть о том, что вы находитесь в музее, особенно в часовне, оформленной в стиле «пламенеющей готики» (зал № 20), которая сохранила свой замечательный свод, расходящийся веером от центральной колонны.