Антониевы пещеры

Антониевы пещеры

Как правило, гораздо более наземных достопримечательностей посетителей Чернигова влечет и манит подземный монастырь, сокрытый в Болдиной горе, это Антониевы пещеры. Исследователь В. Я. Руденок, несколько десятилетий посвятивший изучению черниговских пещер, так начинает описание обители:

«Это комплекс подземных сооружений и объединяющих их галерей общей протяженностью около 350 метров. Они состоят из двух, расположенных на разных уровнях, подземелий: собственно Антониевых пещер и так называемого нижнего яруса. Созданные независимо друг от друга, обе эти части на некоторое время слились при строительстве церкви Феодосия Тотемского, но вскоре были вновь разделены и просуществовали в таком виде до середины нашего (XX. — Прим, ред.) столетия. Сейчас это опять единый комплекс».

В этот единый комплекс попадают через церковь преподобного Антония. Она еще полуназемная, в гору «встроен» лишь ее алтарь. Это сравнительно поздний памятник, относящийся к XVIII—XIX векам. Структуру он имеет самую простую, состоя из притвора, наоса и алтарной части. Влево из притвора храма ведет опускающаяся вниз галерея. Идя по ней, достигаем церкви, посвященной прп. Феодосию Тотемскому. Она также позднего происхождения, сооружена и освящена в 1799 году, при архиепископе Викторе (Садковском).

Церковь преподобного Феодосия поражает своими размерами (это самая большая пещерная церковь на территории Украины; высота от пола до верхней точки купола — почти восемь с половиной метров) и необычно-пышным для пещерного храма декором. Любопытно и ее посвящение. Рядом с церковью прп. Антония Печерского ждешь увидеть храм прп. Феодосия Печерского; эти святые всегда воспринимаются в паре — как, например, Борис и Глеб или Флор и Лавр. Возможно, в конце XVIII века в Чернигове еще сохранялась память о когдатошнем существовании здесь, в пещерах, Феодосиевской церкви, но поскольку в 1796 году были обретены мощи прп. Феодосия Тотемского и состоялось его прославление, то архиерей благословил освятить новый храм именно в честь этого, соименного «древлему» Феодосию, святого.

К северу от Феодосиевского храма находится небольшая квадратная в плане часовня, где хранятся кости монахов, претерпевших, по преданию, мученическую кончину во время Батыева разорения монастыря.

Из часовни длинная извилистая галерея ведет к современной двум вышеописанным храмам церкви Николы Святоши — прямоугольной, перекрытой коробовым сводом. Рядом с ней — предполагаемая келья прп. Антония Печерского, а также древний кимитирий (кимитирия) — один из редчайших памятников подобного рода в исторических пределах нашего отечества, свидетельствующий о существовании в Древней Руси особого погребального обряда, совершенно ныне для нас не характерного. Е.Е. Голубинский так описывал его в «Истории Русской Церкви»:

«У нас зарывают покойников в землю и в ней оставляют навсегда. В Греции не так: сначала зарывают покойников в землю, а потом через три года или через другой определенный, немного меньший, немного больший, срок кости их выкапывают из земли и кладут в особом помещении — кимитирии или усыпальнице. Откапывание и положение костей в кимитирии составляет особый обряд, служащий как бы продолжением или довершением похорон: призывается священник, и при пении им малой панихиды кости изъемлются из земли; быв вынуты, они обмываются водою и вином, слагаются в небольшой ящик и вносятся в церковь, где поется над ними заупокойная литургия и великая панихида; после этого относятся в кимитирий».

Нижний ярус пещер расположен в северо-восточной части комплекса. Он, очевидно, восходит к домонгольским временам. Исследован нижний ярус еще не в достаточной степени, но, судя по всему, использовался древнерусскими монахами по большей части как келейный корпус.

С момента возрождения Троице-Ильинского монастыря в XVII веке интерес к пещерам Болдиной горы не ослабевал. Поначалу он носил «преобразительный» характер. Затем в пещеры зачастили любители древностей. В 1846 году побывал в Антониевых пещерах и Тарас Григорьевич Шевченко; в своем дневнике классик украинской литературы сделал запись:

«При Ильинской церкви около Троицкого монастыря есть пещера, вырытая святым Антонием, где он скрывался от Киевского князя Изяслава».

А после революции Болдина гора на некоторое время вернулась к своему исконному назначению: сделалась убежищем для тайной христианской общины (неизвестно, в какой степени она состояла из монашествующих, но, вероятно, в значительной). К сожалению, о ее бытовании существуют лишь отрывочные сведения, почерпнутые из устных преданий. Вот что обыкновенно говорится: община причисляла себя к Истинно-Православной Церкви («катакомбники», «непоминающие»), т. е. не признавала печально известной «декларации о радостях» митрополита Сергия (Страгородского) и не поминала его как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя за богослужениями. Рассказывают также, что о существовании общины знал тогдашний архиепископ Черниговский Пахомий (Кедров) и относился к ней с известным сочувствием. Что, кстати, вполне вероятно, поскольку, по некоторым сведениям, владыка Пахомий сам критически относился к деятельности митрополита Сергия и был близким товарищем архиепископа Феодора (Поздеевского), оппозиционно настроенного по отношению к сергианам. В 1930 году архиепископа Пахомия арестовали, и что сделалось после его ареста с черниговской пещерной общиной — не известно. Надеемся, церковные историки ближайшего будущего восполнят этот пробел.

В 1941 и 1943 годах местные жители использовали пещеры Болдиной горы в качестве бомбоубежища. Это было неразумно: если бы в гору попал снаряд, то она стала бы большой братской могилой для всех, кто в ней скрывался. Но, к счастью, снаряды летели мимо.

В 1960-е годы пещерный комплекс вошел в состав Черниговского архитектурно-исторического заповедника.


Саша Митрахович 07.09.2017 07:39
Загрузка...

Читать предыдущую статью

«Старый» монастырь

Поделиться с друзьями:

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча