Архитектура Свято-Троицкого собора Чернигова

На территории украинского Левобережья во второй половине XVII века сложился особый архитектурный стиль, именуемый украинским барокко. Еще одно название, менее распространенное, — казацкое (или казачье) барокко. Распространение украинского барокко сделалось возможным вследствие того национально-религиозного подъема, который в Малороссии родился буквально на остриях казачьих пик.
Освободившаяся от польского гнета Левобережная Украина обратилась к осмыслению оставшихся у нее образцов древнерусской архитектуры (прежде всего потому, что эти образцы следовало ремонтировать). В то же время она так долго жила под воздействием польской (всецело западноевропейской) визуальной культуры, что, разумеется, это не могло не сказаться на том «образе красоты», который существовал в народном сознании. И, наконец, существенное влияние на формирование украинского барокко оказали местные памятники деревянного зодчества.
Три источника — три основных течения в границах большого архитектурного стиля. В самом Чернигове мы видим яркие образцы этих течений.
Успенский собор Елецкого монастыря — древний храм, «переработанный» в барочном духе. Естественно, что в данном случае поновителям оставалась лишь внешняя декорация, проявившаяся главным образом в завершении барабанов.
Екатерининская церковь — памятник, ориентированный в значительной степени на деревянные прообразы.
И, наконец, Троицкий собор — величественное сооружение, несущее уже в самой композиционной структуре мощное западноевропейское влияние. Башни, фланкирующие главный фасад, фронтоны, расположение и форма окон — во всем этом сказалось равнение на европейские барочные костелы. Собственно говоря, для чего иного был приглашен в Чернигов Иоганн Баптист Зауэр, как не для того, чтобы, перефразируя Ходасевича, привить виленскую барочную розу «к малороссийскому дичку»? Результат получился весьма торжественным.