Некрополь Троицкого собора Чернигова

Троицкий собор в Чернигове интересен своим некрополем, частью расположенным внутри него, в подвальных помещениях, частью — вокруг. В подвале собора находятся преимущественно погребения черниговских архиереев, однако в одной из камер сохранился также семейный склеп графов Милорадовичей.
Большим разнообразием отличается некрополь «наружный», обозреть который может любой посетитель бывшего Троицкого монастыря. Среди безвестных могил здесь можно увидеть и весьма примечательные. Например, у южной стены Троицкого собора похоронен Л. И. Глебов (литературный псевдоним — Глибов), известный поэт-баснописец, издатель и педагог. Писал он как на украинском, так и на русском языке, а наиболее активную часть своей жизни провел именно в Чернигове, где сначала преподавал в мужской гимназии, затем редактировал и издавал газету «Черниговский листок», а с 1867 года управлял земской типографией.

С другой стороны собора — усыпальница, где покоится прах Григория Степановича Щербины, русского консула в Косовской Митровице, убитого в 1903 году албанским, как сказали бы сейчас, боевиком. Уроженец Чернигова, сын столяра, Григорий Щербина блестяще (с серебряной медалью) окончил черниговскую гимназию, затем Лазаревский институт в Москве и поступил на дипломатическую службу.
В Митровице он успел прослужить недолго, но и до этого имел опыт работы на Балканах, будучи с 1897 года консулом в Скутари (нынешний Шкодер в Албании). Здесь он оставил по себе добрую память среди православного населения,интересы которого отстаивал дипломатически-корректно, однако весьма последовательно.
Лето 1902 года Щербина провел на родине, в Чернигове. Повидался с родными, составил завещание. В нем он просил похоронить его рядом с Троицким собором. Возможно, какие-то предчувствия владели им. О переводе в Митровицу он уже знал, знал и то, что албанцы-магометане настроены к нему очень недружелюбно.
К новому месту службы Щербина прибыл в январе 1903 года. «Я водворяюсь в Митровице с большими трудностями, — писал он в одном из частных писем. — Отношение ко мне албанского населения продолжает быть открыто враждебным, и меня предупредили из Посольства о готовящемся против меня заговоре». 18 марта Г.С. Щербина был застрелен солдатом-албанцем. Еще десять дней он страдал от полученной раны, все чаще впадая в забытье. 12 апреля гроб с его телом привезли в Чернигов и торжественно захоронили возле Троицкого собора, согласно завещанию. А в Митровице Щербине в 1928 году поставили памятник, средства на который собрали местные жители. Этот памятник пережил многое, но в современном Косове места ему не нашлось.