В Пюхтицком монастыре

Теперешний Пюхтицкий монастырь с клумбами и аллеями берут себе в образцы для подражания многие российские женские монастыри. И кажется, что все это было всегда. Но еще в 1960-е годы вокруг обители не было даже толковой ограды - она заканчивалась за игуменским корпусом, а продолжали ее ветхие дровяные сарайчики, которые в шутку называли «старым городом».
Если говорить о храмах обители, то ближайший к Успенскому собору - храм во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в трапезном корпусе. Эта церковь - самая старая из сохранившихся в монастыре, освятил ее архиепископ Рижский и Митавский Арсений в сослужении с отцом Иоанном Кронштадтским в 1895 году, еще при матушке Варваре (Блохиной). Храм Симеона и Анны предназначался для богослужений в зимнее время, а в годы войны и вовсе был единственным действующим монастырским храмом. С момента освящения в трапезной церкви началось непрерывное - «неусыпаемое» - чтение Псалтири с поминовением живых и усопших благодетелей монастыря. Оно совершается и по сей день - но уже в домовом храме при богадельне, устроенном в 1986 году.
Поблизости находится еще одна постройка времен «первой Варвары» - Святые ворота со звонницей (1893). На ней десять хорошо подобранных колоколов, и сестры-звонари очень искусно управляются с ними. В хрущевские годы колокола Пюхтицы было замолчали. Такова была тогда повсеместная практика: запрещали колокольный звон, ссылаясь на «требования трудящихся», необходимость соблюдения тишины вблизи детских и лечебных учреждений («отчужденная» монастырская гостиница за Святыми воротами как раз тогда служила больницей). Но владыка Алексий сумел добиться разрешения на колокольный звон, и пюхтицкие колокола продолжили славить Бога.
Отправимся теперь на вершину Богородицкой горы, попутно вглядываясь в приветливые крылечки и веранды корпусов. На Святой горе нас ждет трогательная встреча с памятником супружеской верности - храмом прп. Сергия, игумена Радонежского.
Этот небольшой деревянный храм построила в 1895 году Е. Д. Шаховская над могилой своего супруга, С. В. Шаховского, посвятив его небесному покровителю покойного. Долгий остаток своих дней вдова эстляндского губернатора провела здесь же, близ дорогой усыпальницы. Она умерла в 1939 году и была погребена рядом с мужем.
В храме привлекают внимание прекрасные венки, развешанные по стенам. Это тоже - дань любви и преданности вдовы. Каждый погребальный венок, принесенный или присланный на погребение Сергея Владимировича, она поручила воспроизвести в фарфоре (цветы) и металле (листья), чтобы еще и таким образом сберечь память о близком человеке.
Рядом с Сергиевской церковью - скромная, под стать ей самой и формами, и материалом, колоколенка. Она построена в 1988 году на фундаменте прежней, разрушенной в 1944 году. А в 1990 году здесь, на вершине Святой горы, была сооружена крестильная церковь во имя Иоанна Предтечи и сщмч. Исидора Юрьевского.
С вершины горы благоговейный паломник непременно должен спуститься к ее подножию. У ее западного склона находится Святой источник с каменной часовней над ним. Она выстроена в 1931 году вместо деревянной жителем города Риги И. Г. Пинусом, 9 июля 1939 года вместе с домочадцами ставшим свидетелем чудесного явления, когда в воде они увидели изображение Тихвинской иконы Божией Матери. Пораженный видением, Илья Григорьевич пообещал в душе перестроить деревянную часовню в каменную. Источник, как и монастырское кладбище с Николо-Арсениевской церковью (1885), находится уже за оградой обители, но совсем неподалеку.