Пюхтицкий монастырь в Эстонии

Содержание:
Пюхтицкий Успенский монастырь в Эстонии был основан на месте, освященном чудесным явлением в XVI веке Божией Матери. Между двумя этими событиями лежат века, но местные жители все это время хранили и намять о посещении Царицы Небесной, и явленную икону Ее Успения.
Куремяэ, в переводе с эстонского - Журавлиная гора. Так называется теперь местность, где расположен Пюхтицкий монастырь. Здесь, по территории современной Эстонии, прошел водораздел между восточной православной цивилизацией и западной католическо-лютеранской.
Существование здешнего православного населения было далеко не безоблачным. Так, в 1472 году в Юрьеве мученическую кончину за отказ принять латинскую веру претерпели священник Никольского храма Исидор и 72 его прихожанина. Их утопили 8 января в той самой Иордани, куда несколькими днями раньше, на праздник Крещения Господня, они выходили с водосвятием.
Явление Пресвятой Богородицы на Журавлиной горе
В час скорби Господь посылает утешение - так бывает и в жизни отдельных людей, и в истории целых народов и стран. В XVI столетии, как гласит пронесенное через века предание, на Журавлиной горе пастуху-эстонцу явилась Пресвятая Богородица. Чудесное явление повторилось и в следующие два дня, чему были свидетелями односельчане пастуха.
Крестьяне ясно видели Пречистую Деву в лучезарном сиянии - но не могли приблизиться к Ней. На месте явления Божией Матери они обнаружили икону и отдали ее своим соседям, православным жителям деревни Яама: «Возьмите ее себе, мы не молимся образам, а вы молитесь».
Русские, увидев на иконе изображение Успения Пресвятой Богородицы, поняли, что на горе являлась Сама Пречистая Богоматерь, и решили построить часовню на месте чудесного явления. С тех пор гору стали называть Богородицкой, а место святым, по-эстонски - Пюхтица.
Так была обретена святыня, вокруг которой вырос спустя несколько столетий Пюхтицкий Успенский монастырь в Эстонии.
Становление Пюхтицкого женского монастыря

27 февраля 1891 года - день рождения Пюхтицкого Успенского монастыря. В этот день Святейший Синод по ходатайству епископа Арсения разрешил учредить на Богородицкой горе женскую общину.
Главной святыней Пюхтицкого монастыря, вокруг которой он и начал создаваться, является икона Успения Божией Матери, образ Пресвятой Богородицы помещен в киоте у юго-восточного столпа Успенского собора..
В конце августа 1888 года прибыла из Костромы по приглашению Е.Д. Шаховской монахиня Варвара (Блохина) и с нею две послушницы. Они приехали из Богоявленского Анастасиина монастыря. Им-то и предстояло заложить фундамент обители на Святой горе - Пюхтицкий монастырь.
В том же году совершились два знаменательных в истории Пюхтицкого монастыря события: Богородицкая гора вместе с недостроенной лютеранской кирхой была передана Православному духовному ведомству, а монахиня Варвара встретилась с отцом Иоанном Сергиевым, более известным ныне как праведный Иоанн Кронштадтский. Эта встреча на палубе парохода, шедшего из Санкт-Петербурга в Кронштадт, укрепила будущую пюхтицкую игумению и как бы «назначила» о. Иоанна в восприемники нарождающегося монастыря.
Впоследствии - вплоть до самой своей смерти - о. Иоанн всегда поддерживал (в том числе и материально) свою «обитель-крестницу», входил в ее обстоятельства, сам бывал здесь и присылал сюда новых сестер, утешал, наставлял, журил... Словом, отдавал монастырю значительную часть своей, и без того совсем не праздной, жизни.
15 августа произошло торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины, преобразованной вскоре в монастырь.
Следующие годы прошли под знаком становления обители. В 1892 году в православный храм было переоборудовано недостроенное здание лютеранской кирхи - предшественницы ныне существующего Успенского собора; сформировался и весь архитектурный комплекс монастыря со Святыми вратами и звонницей и деревянными жилыми домами по обеим сторонам; зимней церковью во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
А главное - на место своего обретения вернулась чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, несколько десятилетий пребывавшая в Сыренце.
К 1895 году в монастыре было 183 насельницы - игумения, 18 монахинь и 164 послушницы. Жизнь юной обители не была безоблачной Монастырь был в долгах в связи со стройкой и благоустройством обители, покупкой большого земельного участка. Матушка Варвара терпела злобу и нападки. На первую нее поступили жалобы и Указом Святейшего Синода она была переведена в Троицкий Черемисский монастырь Казанской епархии.
Пюхтицкий монастырь история

По историческим меркам, Успенский собор в Пюхтицком монастыре был построен почти в канун исторических потрясений, разодравших Российскую империю. 25 августа 1917 года Святейший Синод предписал Пюхтицкой обители эвакуироваться. Тогда никто не предполагал, что эвакуация главной святыни обители и значительной части ее сестер продлится более пяти лет. Только в 1923 году оставшиеся в живых сестры смогут вернуться в Пюхтицу.
К этому времени Эстония стала независимой. Пюхтицкий монастырь оказался вне границ Советской России. Это позволило ему избежать уничтожения, но условия его существования были далеко не простыми.
В соответствии с принятым в Эстонской Республике законодательством он лишился почти всех своих земельных владений, заботливо приобретаемых первыми настоятельницами. Чтобы выжить в новых обстоятельствах, обители пришлось зарегистрироваться как «Благотворительная Христианская Пюхтицкая женская трудовая община».
Только в 1935 году Трудовая община вновь обрела статус монастыря, подчиненного Синоду Эстонской Апостольской Православной Церкви, и половину своей прежней земли - правда, теперь на правах арендатора, а не собственника.
Минуло еще пять лет, и Пюхтицкий монастырь опять потерял все. Эстония была «принята» в СССР. В скором времени монастырь ждало закрытие, но — не успели. Началась война, и Пюхтица оказалась на оккупированной территории.
Немцы в Пюхтице
К началу войны в Пюхтицком Успенском монастыре жили 118 сестер.
Хотя немцы не творили в монастыре никаких бесчинств, жизнь сестер под оккупацией была нелегка. Тем не менее они находили возможность помогать тем, кому приходилось еще тяжелее -русским военнопленным, содержавшимся в лагере неподалеку, около озера Консу.
Война кончилась. А над Пюхтицким монастырем нависла новая угроза, в 1950 году в Пюхтице впервые прозвучало слово «закрытие». Под дамокловым мечом этой перспективы монастырь прожил более десяти лет.
В 1961 году решение об упразднении Пюхтицкого Успенского монастыря как «нерентабельного» было уже заготовлено. Но назначенный осенью этого года на Таллинскую кафедру молодой епископ Алексий, будущий Патриарх Алексий II, выпросил у властей небольшую отсрочку. Ее он использовал очень энергично: Пюхтицу по его приглашению посетили делегации Константинопольского Патриархата, Евангелической Церкви Франции и Всемирного Совета Церквей. В зарубежной печати появились хвалебные отзывы. Огласки при закрытии монастыря теперь было бы не избежать. И Совет по делам религии от Пюхтицы отступил.
Монастырь принимал иностранные делегации, его демонстрировали всем желающим как образец того, что в Советском Союзе «нет никаких гонений на Церковь».
Успенский собор Пюхтицкого монастыря

Проект собора Успения Пресвятой Богородицв в Пюхтицкой обители был утвержден 28 декабря 1907 года. Из четырех присланных проектов утвердили проект А. А Полещука. Предложенный им к постройке пятикупольный собор с его отсылками к древнерусскому храмовому зодчеству в устройстве и оформлении представился комитету наилучшим увенчанием Святой горы и вместилищем для явленной здесь святыни - чудотворной иконы Успения Божией Матери.
Необходимо отметить, что особенности существования Православной церкви в Прибалтике были знакомы Полещуку не понаслышке. Уроженец острова Сааремаа, эстонец по матери, он уже по происхождению своему и месту возрастания должен был глубоко чувствовать, каким именно должен быть православный храм на его родной земле. Помимо Успенского собора Пюхтицкого монастыря Полещук построил также Исидора Юрьевского в Петербурге у Могилевского моста.
Между Успенским собором и Свято-Исидоровской церковью есть много общего - и тот, и другой храмы имеют пятикупольное завершение, нарочито торжественны и «древнерусски».
Внутри Успенского собора

Успенский собор Пюхтицкого монастыря снаружи выглядит по монашески-собранным, но не суровым, скорее, наоборот, приветливым. Тут надо отдать должное архитектору: какое-то очень верное решение нашел он для соборного храма женского православного монастыря в лютеранском краю.
Теплое, матерински-обнимающее впечатление поддержано интерьером, решенным в светлых и нежных тонах. Иконостас - белый с золотом, стены - палевые, на полу - опрятный и изящный ковер из метлахской плитки.
В убранстве Успенского собора сочетаются торжественность и почти домашняя уютность. И у паломника, входящего под своды этого храма, рождается чувство, что наконец-то он вернулся - пусть ненадолго - в тот единственный дом, где он будет понят без лишних слов, обогрет и утешен; где сможет набраться сил, для того чтобы идти дальше. И встречает его образ Божией Матери, написанный над главным иконостасом: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни».
Иконостас отсылает, в отличие от внешнего оформления собора, не к древнерусской, а к барочной эпохе. Выполненный в петербургской мастерской Петра Абросимова, он исключительно наряден и легок. Иконы в иконостасе - письма Федора Егорова, тоже петербуржца. Стиль их уверенно можно определить как академический, наиболее соответствующий раме иконостаса. Под стать ей - иконостасы боковых приделов.
В начале 1970-х годов в Успенском соборе устроили отопление. Теперь совершать богослужения стало возможно круглый год. Тогда же храм впервые расписали сценами из Священного Писания и апокрифов, посвященных земной жизни Пресвятой Богородицы.
Росписи в целом выдержаны в академическом стиле, за исключением разве что образа Господа Вседержителя в главном куполе: это изображение стилистически ближе к образцам церковной живописи начала XX века. По типу это Синайский образ Господа Вседержителя.
Ансамбль Пюхтицкого монастыря

Ансамбль Пюхтицкого монастыря очень гармоничен. В нем ладят друг с другом простор и уют, торжественно-радостный Успенский собор с его высоким пятиглавием и пасхальным цветом стен и скромные деревянные корпуса, от которых веет миром и тишиной.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Пюхтицкий монастырь богослужение посещение контакты как добраться расположение на карте

Посещение обители
В Пюхтицкий монастырь может приехать любой желающий без предуведомления. Предупреждать о приезде просят только группы.
Если у потенциального паломника нет Шенгенской визы, монастырь может сделать приглашение.
О том, какие для этого нужно прислать данные, подробно рассказано на монастырском сайте.
Богослужения в Пюхтицком монастыре
В будние дни богослужения в обители начинаются с 6:00 утра полунощницей. В 7:00 - часы и Божественная литургия; вечернее богослужение - в 18:00. В воскресные и праздничные дни полунощница начинается в 7:00, за нею следует правило ко Святому Причащению. В 9:00 - часы и Божественная литургия. В воскресенье вечером, как правило, служится молебен с акафистом нараспев у чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы.
Контакты
- Адрес: 41201, Эстония, Ида-Вируский уезд, д. Куремяэ
- Телефон: +37233 70715
- Официальный сайт: www.puhtitsa.ee
Как добраться самостоятельно к монастырю
Ближайшая к Пюхтице железнодорожная станция - Йыхви (здесь делает остановку в том числе международный поезд «Москва - Таллин»), от Йыхви до Куремяэ ходит местный автобус № 116. Можно также взять такси. Расстояние от Йыхви до Пюхтицкого монастыря - чуть более двадцати километров.