Пюхтицкий монастырь история

По историческим меркам, Успенский собор в Пюхтицком монастыре был построен почти в канун исторических потрясений, разодравших Российскую империю. 25 августа 1917 года Святейший Синод предписал Пюхтицкой обители эвакуироваться. Тогда никто не предполагал, что эвакуация главной святыни обители и значительной части ее сестер продлится более пяти лет. Только в 1923 году оставшиеся в живых сестры смогут вернуться в Пюхтицу.
К этому времени Эстония стала независимой. Пюхтицкий монастырь оказался вне границ Советской России. Это позволило ему избежать уничтожения, но условия его существования были далеко не простыми.
В соответствии с принятым в Эстонской Республике законодательством он лишился почти всех своих земельных владений, заботливо приобретаемых первыми настоятельницами. Чтобы выжить в новых обстоятельствах, обители пришлось зарегистрироваться как «Благотворительная Христианская Пюхтицкая женская трудовая община».
Только в 1935 году Трудовая община вновь обрела статус монастыря, подчиненного Синоду Эстонской Апостольской Православной Церкви, и половину своей прежней земли - правда, теперь на правах арендатора, а не собственника.
Минуло еще пять лет, и Пюхтицкий монастырь опять потерял все. Эстония была «принята» в СССР. В скором времени монастырь ждало закрытие, но — не успели. Началась война, и Пюхтица оказалась на оккупированной территории.
Немцы в Пюхтице
К началу войны в Пюхтицком Успенском монастыре жили 118 сестер.
Хотя немцы не творили в монастыре никаких бесчинств, жизнь сестер под оккупацией была нелегка. Тем не менее они находили возможность помогать тем, кому приходилось еще тяжелее -русским военнопленным, содержавшимся в лагере неподалеку, около озера Консу.
Война кончилась. А над Пюхтицким монастырем нависла новая угроза, в 1950 году в Пюхтице впервые прозвучало слово «закрытие». Под дамокловым мечом этой перспективы монастырь прожил более десяти лет.
В 1961 году решение об упразднении Пюхтицкого Успенского монастыря как «нерентабельного» было уже заготовлено. Но назначенный осенью этого года на Таллинскую кафедру молодой епископ Алексий, будущий Патриарх Алексий II, выпросил у властей небольшую отсрочку. Ее он использовал очень энергично: Пюхтицу по его приглашению посетили делегации Константинопольского Патриархата, Евангелической Церкви Франции и Всемирного Совета Церквей. В зарубежной печати появились хвалебные отзывы. Огласки при закрытии монастыря теперь было бы не избежать. И Совет по делам религии от Пюхтицы отступил.
Монастырь принимал иностранные делегации, его демонстрировали всем желающим как образец того, что в Советском Союзе «нет никаких гонений на Церковь».