Успенский собор Пюхтицкого монастыря

Успенский собор Пюхтицкого монастыря

Проект собора Успения Пресвятой Богородицв в Пюхтицкой обители был утвержден 28 декабря 1907 года. Из четырех присланных проектов утвердили проект А. А Полещука. Предложенный им к постройке пятикупольный собор с его отсылками к древнерусскому храмовому зодчеству в устройстве и оформлении представился комитету наилучшим увенчанием Святой горы и вместилищем для явленной здесь святыни - чудотворной иконы Успения Божией Матери.

Необходимо отметить, что особенности существования Православной церкви в Прибалтике были знакомы Полещуку не понаслышке. Уроженец острова Сааремаа, эстонец по матери, он уже по происхождению своему и месту возрастания должен был глубоко чувствовать, каким именно должен быть православный храм на его родной земле. Помимо Успенского собора Пюхтицкого монастыря Полещук построил также Исидора Юрьевского в Петербурге у Могилевского моста.

Между Успенским собором и Свято-Исидоровской церковью есть много общего - и тот, и другой храмы имеют пятикупольное завершение, нарочито торжественны и «древнерусски».

Внутри Успенского собора

В Успенском соборе Пюхтицкого монастыря.

Успенский собор Пюхтицкого монастыря снаружи выглядит по монашески-собранным, но не суровым, скорее, наоборот, приветливым. Тут надо отдать должное архитектору: какое-то очень верное решение нашел он для соборного храма женского православного монастыря в лютеранском краю.

Теплое, матерински-обнимающее впечатление поддержано интерьером, решенным в светлых и нежных тонах. Иконостас - белый с золотом, стены - палевые, на полу - опрятный и изящный ковер из метлахской плитки.

В убранстве Успенского собора сочетаются торжественность и почти домашняя уютность. И у паломника, входящего под своды этого храма, рождается чувство, что наконец-то он вернулся - пусть ненадолго - в тот единственный дом, где он будет понят без лишних слов, обогрет и утешен; где сможет набраться сил, для того чтобы идти дальше. И встречает его образ Божией Матери, написанный над главным иконостасом: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни».

Иконостас отсылает, в отличие от внешнего оформления собора, не к древнерусской, а к барочной эпохе. Выполненный в петербургской мастерской Петра Абросимова, он исключительно наряден и легок. Иконы в иконостасе - письма Федора Егорова, тоже петербуржца. Стиль их уверенно можно определить как академический, наиболее соответствующий раме иконостаса. Под стать ей - иконостасы боковых приделов.

В начале 1970-х годов в Успенском соборе устроили отопление. Теперь совершать богослужения стало возможно круглый год. Тогда же храм впервые расписали сценами из Священного Писания и апокрифов, посвященных земной жизни Пресвятой Богородицы.

Росписи в целом выдержаны в академическом стиле, за исключением разве что образа Господа Вседержителя в главном куполе: это изображение стилистически ближе к образцам церковной живописи начала XX века. По типу это Синайский образ Господа Вседержителя.


Саша Митрахович 03.10.2018 06:55
Загрузка...

Читать следующую статью

Ансамбль Пюхтицкого монастыря

Читать предыдущую статью

Пюхтицкий монастырь история

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча