Архитектура Киевской Софии Византийская модель

Содержание:
В первоначальном виде Софийский собор являлся пятинефным храмом крестово-купольного типа с 5 алтарными апсидами и 13 главами. Он был опоясан с севера, запада и юга двумя рядами галерей: внутренней двухъярусной и внешней одноярусной. По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры.
Архитектура Киевского Софийского собора зримо воплотила огромное византийское влияние, сооружение представляет из себя большой пяти-нефный храм с крестово-купольной системой сводов, или, точнее, созданный по схеме вписанного креста. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — двухэтажные галереи. Снаружи к ним примыкает еще ряд галерей, уже одноэтажных, но более широких. В западную наружную галерею встроены две башни, в которых размещены лестницы для подъема на хоры.
Общий размер основного здания собора таков: длина 29,5 метров, ширина 29,3 метра, вместе с галереями — соответственно 41,7 и 54,6 метра. Beличина подкупольного квадрата около 7,6 метра.
В соборе имеются хоры, открывающиеся в центральное, крестообразное в плане, пространство двухъярусными тройными аркадами, опирающимися на два столба. Хоры очень обширные: 260 м2 при общей площади основного здания собора около 600 м2. Помимо центральной главы на мощном барабане, прорезанном большими окнами, есть четыре меньшие, размещенные по диагоналям от главной, а к ним примыкают еще меньшие. Всего у собора 13 куполов, не считая завершений башен.
Строителями Софийского собора были константинопольские мастера. Кроме общеисторических соображений, об этом свидетельствуют и использованные в работе над церковью типично византийские строительно-технические и художественные приемы.
Однако сравнение Софийского собора с одновременными ему византийскими памятниками показывает, что прямых аналогий ему ни в Константинополе, ни в других византийских городах нет. Особое внимание вызывает вопрос: откуда же появилось не характерное для Византии многоглавие Киевской Софии? По мнению П.А. Раппопорта, тринадцать глав храма имели прямое функциональное назначение — осветить внутренне пространство, в значительной части перекрываемое огромными хорами.
Купола Софийского Собора в Киеве

Сколько Куполов у Софийского Собора в Киеве
Киевская София имеет тринадцать куполов. Были попытки связать ее многоглавие, как и всю композицию собора, с традициями языческого деревянного зодчества, но в настоящее время эти попытки не принимаются всерьез. Считается, что в православной храмовой символике тринадцатиглавие символизирует Иисуса Христа и двенадцать апостолов. С функциональной точки зрения, наличие тринадцати глав, вероятно, требовалось для обеспечения достаточного освещения собора — в первую очередь, хоров. Осветить обширные хоры, закрытые снаружи вторым ярусом галерей, по византийской системе можно было только через многочисленные окна барабанов глав.
Здание Софийского собора имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность. Основные декоративные элементы фасадов — двухступенчатые ниши и окна, тонкие колонки на апсидах, выложенные из плинфы меандры и кресты.
Историческая кладка Софии Киевской

Кладка апсид древней Софии Киевской представляет собой традиционную для первой половины XI века технику возведения каменных зданий.
Кладка — смешанная, характерная для византийского зодчества. Наряду с применением плинфы больших размеров при толщине 3,5-4 сантиметра, в кладке употреблялся булыжный камень.
Ряды камней чередовались с кирпичной кладкой. В свою очередь, кирпичная кладка представляла собой чередование выступающих и скрытых кирпичных рядов с заполнением цемяночным розовым раствором полос между выступающими рядами, шириной до 12 сантиметров.