История Софии Киевской

История Софии Киевской

Несмотря на известные трудности с изучением истории Софии Киевской, в частности связанные с приобретшим в новейшее время особое звучание вопросом о времени сооружения этого памятника, общая канва «судьбы» собора без труда прослеживается. София Киевская являлась главным храмом Русской Православной Церкви, и многие события связали ее прошлое со значимыми явлениями древней истории Руси.

Вне зависимости от того, когда же был построен Софийский собор, в 1011, 1017 или 1037 году, очевидно, что к половине XI столетия этот храм стал центром митрополии «всея Руси». Ученые сходятся на том, что в 1037 году Ярослав Мудрый основал при Софии книгохранилище и скрипторий, предназначавшийся для переписки книг. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же любил черноризцев, и к книгам имел пристрастие, читая их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и перелагали они с греческого на славянский язык и на письмо. Переписали они и собрали множество книг, которые наставляют верующих людей, и наслаждаются они учением Божественного слова... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее иконами бесценными, и золотом, и серебром, и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время...»


Саша Митрахович 29.12.2016 10:46

Рукоположение митрополита Илариона в Софийском соборе Киева

Рукоположение митрополита Илариона в Софийском соборе Киева

Следующее известное событие в истории Софии Киевской произошло в 1051 году, это историческое событие явилось чрезвычайно важным не только для Софийского храма, но и для всей истории Киевской державы. В тот год, впервые за уже более чем полувековую историю, митрополию «всея Руси» возглавил этнический русский предстоятель — Иларион. Рукоположение митрополита было совершено в стенах Софийского собора. О жизни митрополита Илариона известно немного. Уже до поставления в Саркофаг Ярослава Мудрого в киевской софие митрополиты о нем, иеромонахе(«мних и пресвитер» — напишет о себе впоследствии сам святитель), шла слава как о книжнике, постнике и молитвеннике, выкопавшем на крутых киевских холмах пещеру для уединенных духовных подвигов — в том месте, где немногим позднее возникнет Киево-Печерский монастырь. Он был последовательным сторонником Ярослава Мудрого.

При деятельном участии Илариона великий князь Ярослав в знаменитом «Уставе о церковных судах» приспособил к древнерусской действительности нормы византийского канонического права. Митрополит освятил в Киеве храм во имя святого Георгия, небесного покровителя Ярослава Мудрого, и совершал в нем рукоположения новых архиереев. Иларион является также и древнейшим русским автором, о ком сохранились сведения и чьи произведения дошли до нашего времени. Широко известно его «Слово о законе и благодати», с которого принято вести отсчет «оригинальной» древнерусской литературы.

Значение, которое имел Софийский собор в жизни Ярослава Мудрого, отразилось и в посмертной судьбе великого князя Киевского. Выдающийся правитель древнерусской истории ушел из жизни в 1054 году. Он был похоронен, очевидно согласно своей последней воле, внутри Святой Софии, в специально созданном для погребения саркофаге. Этот каменный саркофаг до сих пор находится на своем месте. Однако останков Ярослава нет в гробнице уже несколько десятилетий — в годы Великой Отечественной войны они были вывезены украинскими националистами за океан. Точное их местонахождение неизвестно.


Саша Митрахович 29.12.2016 10:47

Киевская софия во времена монгольского нашествия хана Батыя

Киевская софия во времена монгольского нашествия хана Батыя

Следующие два столетия Софийский собор, без преувеличения, олицетворял собой Русское Православие. Великие и удельные князья, церковные деятели всех рангов, иностранные путешественники, не говоря уже о простом люде, благоговейно входили под его величественные своды. Сокрушительный удар по великолепию Святой Софии нанесла лавина монгольского нашествия. В 1240 году собор, как и Киев в целом, был разграблен захватчиками, пришедшими под руководством внука Чингисхана хана Батыя из далеких восточных степей.

Киевский софийский соборМитрополит Кирилл II, глава Русской Церкви с 40-х годов XIII века и до своей кончины в 1280 году, восстановил, в меру сил своих и возможностей, поруганную святыню, после чего религиозная жизнь возобновилась в стенах Софии. Здесь по-прежнему служили литургию, крестили новорожденных и отпевали ушедших в лучший из миров, рукополагали новых архиереев. Однако разоренная и опустошенная Южная Русь, терзаемая частыми набегами все тех же орд (а надо сказать, что нашествие 1240 года было первым, но далеко не последним — некоторые позднейшие набеги не уступали по своей силе и трагизму Батыеву нашествию), не могла больше быть надежным пристанищем для высшей церковной власти. В 1300 году митрополиты покинули Киев и Софию. При соборе остался только митрополичий двор, где останавливались главы Русской Церкви во время своих довольно редких визитов в город. С 1362 года Киев, захваченный иноземцами, находился в составе Великого княжества Литовского...

Пожалуй, наиболее значимое событие в истории Святой Софии XIV-XVI веков — захоронение здесь в 1497 году митрополита Макария, убитого татарами под Мозырем, когда он ехал из Вильно в Киев с целью очередного восстановления разоренного собора. Дело в том, что в самом начале 1480-х годов крымский хан Менгли-Гирей «по слову» великого князя Московского Ивана III захватил и сжег Киев. Нападение крымского правителя было спровоцировано государем в отместку королю Польскому и великому князю Литовскому Казимиру за его союз с Ахматом в 1480 году, когда под Москвой происходило эпохальное событие — стояние на реке Угре, — ознаменовавшее окончательное падение ордынского ига над Русью. Менгли-Гирей, торжествовавший победу, решил сделать подарок Ивану III, послав ему награбленную церковную утварь из Киева. Наверняка среди тех подарков были и софийские ценности...


Саша Митрахович 29.12.2016 10:48

Как Софийский собор в Киеве стал униатским, великий упадок храма и возрождение Софии Киевской гетманом Мазепой

Пётр МогилаПосле Брестской унии 1596 года Софийский собор перешел в руки униатов. Время и человеческое небрежение наносили огромный урон постройке: свинцовая кровля была снята охотниками за металлом, кладка стен разбиралась на строительные материалы. В первой четверти XVII столетия рухнула западная стена храма, завалив обломками главный вход.

Возрождение святыни, история которой к тому времени насчитывала уже шесть веков, началось при знаменитом митрополите Петре Могиле. Он отобрал собор у униатов, отреставрировал его и основал при нем мужской монастырь. Внутри Софии стараниями митрополита был сооружен деревянный позолоченный иконостас, центральное место в котором занимала, конечно же, храмовая икона Святой Софии. Однако полностью восстановить собор Петр Могила не успел — в частности, западная его стена по-прежнему лежала в руинах.

Возрождение Софии гетманом Мазепой

МазепаОкончательное обновление собора, сопровождавшееся, правда, основательной перестройкой, произошло в эпоху гетмана Ивана Мазепы и митрополита Варлаама Ясинского. Именно тогда храму были приданы характерные формы украинского барокко — интереснейшего направления в восточнославянском искусстве XVII-XVIII веков, и он в основном приобрел современный облик. При Софии соорудили колокольню (перестроена в 1740-е годы); на ней до сих пор висит отлитый в те же годы колокол, который носит название «Мазепа». На протяжении XVIII столетия значительно менялись и интерьеры собора. Внутреннее пространство за счет частичной перестройки стало более просторным, стены были украшены пышными фресками, закрывшими древние росписи. В 1786 году, на волне секуляризационных мероприятий Екатерины II, монастырь при Софии упразднили, а сам храм объявили кафедральным собором Киева.

С XIX века началось научное исследование храма. В 1843-1853 годах под руководством Ф. Г. Солнцева, одного из родоначальников изучения истории древнерусского искусства, София капитально реставрировалась. В соборе при этом открыли колоссальный ансамбль древних фресок, к тому времени уже совершенно забытых. Постепенно выдающийся храм становился не только религиозной святыней, но и памятником величайшего культурного значения.


Саша Митрахович 29.12.2016 10:50

История Софийского собора от революции 1917 года до наших дней

История Софийского собора от революции 1917 года до наших дней

Новый поворот в истории Софии Киевской, как, впрочем, и всякого храма на русской земле, ознаменовали революционные события 1917 года и последовавшие за ними эпохальные изменения всего уклада жизни населения бывшей Российской империи. С 1919 года София являлась главным храмом Украинской Автокефальной Православной Церкви, здесь состоялся Всеукраинский православный церковный собор. Однако время богос . . .


Саша Митрахович 29.12.2016 10:51

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Загрузка...

Читать следующую статью

Архитектура Киевской Софии Византийская модель

Читать предыдущую статью

София Киевская - Софийский собор в Киеве

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча