История Софийского собора от революции 1917 года до наших дней

История Софийского собора от революции 1917 года до наших дней

Содержание:

Новый поворот в истории Софии Киевской, как, впрочем, и всякого храма на русской земле, ознаменовали революционные события 1917 года и последовавшие за ними эпохальные изменения всего уклада жизни населения бывшей Российской империи. С 1919 года София являлась главным храмом Украинской Автокефальной Православной Церкви, здесь состоялся Всеукраинский православный церковный собор. Однако время богослужений в стенах древнейшей церкви подходило к концу; в 1929 году соборная молитва здесь надолго прекратилась.

С 1934 года Святая София являлась музеем — таковым она остается и в наши дни. Собор внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, запрещено передавать его любой религиозной организации и проводить в нем богослужения. Правда, в середине 2000-х существовало исключение: несколько лет подряд в День независимости в Софии Киевской совершалась молитва об Украине.


Саша Митрахович 29.12.2016 10:51

Немного о разграблении Святой Софии коммунистами

Немного о разграблении Святой Софии коммунистами

Уже в силу своего статуса киевский Софийский собор должен был стать сокровищницей и крупным реликварием православных святынь. Кафедральному храму митрополии «всея Руси» надлежало с трепетом собирать и благоговейно сохранять мощи или их частицы, священные предметы, книги, да и просто ценную утварь, относящиеся к церковному обиходу. Вот только за многовековую историю своего существования София Киевская неоднократно разорялась, горела. Святыни при этом, увы, исчезали...

Не счесть тех случаев, когда Софийский собор в Киеве терял собранные внутри его мощных каменных стен святыни, что копили здесь бережливые экономы. Последний подобный «массовый» случай совпал с закрытием храма для молитвы. Собор был действующим до 1934 года. Поводом к прекращению богослужений в нем стал бандитский налет с целью воровства софийских драгоценностей, во время которого погиб милиционер. Впрочем, всякий повод представляет собой своего рода вершину айсберга или последнюю каплю, переворачивающую неустойчивую чашу, — как правило, истинные причины кроются более глубоко. Вероятно, основной причиной того, что София превратилась в музей, стал перевод столицы Украинской ССР из Харькова в Киев.

Естественно, столичному центру в республике победившего пролетариата и господствующей атеистической идеологии было «неудобно» находиться среди россыпи куполов, колоколен и крестов, вокруг которых клубились пряные дымы ладана и разносились размеренные слова молитв. Не только София, но и многие другие киевские церкви пострадали в 1934-1935 годах. Среди них — и собор Михайловского Златоверхого монастыря, мешавший градостроительным планам власти, а потому разрушенный вместе с обителью, и церковь во имя Иоанна Златоуста (Железная), на месте которой построили цирк, и знаменитый храм Успения Богородицы Пирогощи на Подоле, тоже снесенный. И это далеко не полный перечень...

Софии Киевской повезло — она не только осталась цела, но и в связи с образованием на ее территории музея-заповедника получила финансирование для поддержания памятника истории в надлежащем виде и проведения в нем научных работ. А вот находившиеся внутри собора святыни растворились в великой круговерти социалистического строительства. В одном из интервью Н. Н. Никитенко, одна из крупнейших современных исследовательниц храма Софии в Киеве, рассказывая о Царских вратах, отмечала:

«Что же касается других реликвий Софийского собора, реквизированных советской властью, то многие из них, к сожалению, не найдены до сих пор. Например, неизвестна судьба иконы Николая Мокрого, которая особо ценна тем, что является чудотворной. Вероятно, часть музейной коллекции в годы Второй мировой войны попала на Запад — их могли вывезти эмигрировавшие тогда из Украины представители интеллигенции. Кроме того, немцы также забрали с собой довольно много реликвий, часть из которых, правда, после войны была возвращена в Киев».

Прославленная икона святителя Николая, чудотворца Мирликийского, из Софийского собора, получившая народное название Николы Мокрого, находилась в Никольском приделе, в северной части храма. Несмотря на то, что этот образ реставрировался и привлекал внимание исследователей, его полноценного искусствоведческого анализа проведено не было. Более того, икона не репродуцировалась в альбомах живописи, да и вообще в литературе о ней существует немного данных. Высказывались предположения, что она представляла собой образец греческого письма X века, а в Киев попала из Херсонеса вместе с другими образами, привезенными крестившимся князем Владимиром Святым.

Сохранилось вполне конкретное предание о чуде, объясняющее иконографию образа и ее народное название. Согласно этому преданию, благочестивая супружеская чета, плывшая по Днепру на лодке, уронила в воду младенца-сына. Несчастные родители обратились с горячей молитвой к Николаю Чудотворцу, прося его утешить их горе. На следующий день младенец, весь мокрый, был обнаружен живым и невредимым в Софийском соборе перед образом святителя Николая. По некоторым данным, икона Николая Мокрого из Софии Киевской в настоящее время находится в США.


Саша Митрахович 29.12.2016 11:36
Загрузка...

Читать предыдущую статью

Как Софийский собор в Киеве стал униатским, великий упадок храма и возрождение Софии Киевской гетманом Мазепой

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча