Киевская софия во времена монгольского нашествия хана Батыя

Следующие два столетия Софийский собор, без преувеличения, олицетворял собой Русское Православие. Великие и удельные князья, церковные деятели всех рангов, иностранные путешественники, не говоря уже о простом люде, благоговейно входили под его величественные своды. Сокрушительный удар по великолепию Святой Софии нанесла лавина монгольского нашествия. В 1240 году собор, как и Киев в целом, был разграблен захватчиками, пришедшими под руководством внука Чингисхана хана Батыя из далеких восточных степей.
Митрополит Кирилл II, глава Русской Церкви с 40-х годов XIII века и до своей кончины в 1280 году, восстановил, в меру сил своих и возможностей, поруганную святыню, после чего религиозная жизнь возобновилась в стенах Софии. Здесь по-прежнему служили литургию, крестили новорожденных и отпевали ушедших в лучший из миров, рукополагали новых архиереев. Однако разоренная и опустошенная Южная Русь, терзаемая частыми набегами все тех же орд (а надо сказать, что нашествие 1240 года было первым, но далеко не последним — некоторые позднейшие набеги не уступали по своей силе и трагизму Батыеву нашествию), не могла больше быть надежным пристанищем для высшей церковной власти. В 1300 году митрополиты покинули Киев и Софию. При соборе остался только митрополичий двор, где останавливались главы Русской Церкви во время своих довольно редких визитов в город. С 1362 года Киев, захваченный иноземцами, находился в составе Великого княжества Литовского...
Пожалуй, наиболее значимое событие в истории Святой Софии XIV-XVI веков — захоронение здесь в 1497 году митрополита Макария, убитого татарами под Мозырем, когда он ехал из Вильно в Киев с целью очередного восстановления разоренного собора. Дело в том, что в самом начале 1480-х годов крымский хан Менгли-Гирей «по слову» великого князя Московского Ивана III захватил и сжег Киев. Нападение крымского правителя было спровоцировано государем в отместку королю Польскому и великому князю Литовскому Казимиру за его союз с Ахматом в 1480 году, когда под Москвой происходило эпохальное событие — стояние на реке Угре, — ознаменовавшее окончательное падение ордынского ига над Русью. Менгли-Гирей, торжествовавший победу, решил сделать подарок Ивану III, послав ему награбленную церковную утварь из Киева. Наверняка среди тех подарков были и софийские ценности...