Интерьер Киевского Софийского собора

Содержание:
Интерьер Софийского собора менее, чем экстерьер, подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального облика. Центральная часть здания — подкупольное пространство и главная апсида — покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.
Вместе с тем, София понесла огромные утраты внутреннего убранства: полностью исчезли богатый мозаичный набор, некогда покрывавший ее пол, алтарная преграда, светильники и украшавшие здание ткани. И это далеко не полный список потерь...
Величие и красота убранства Софии Киевской была воспета уже современниками. Так, митрополит Киевский Иларион писал, что Ярослав Мудрый «создал дом Божий, великий и святой, церковь Премудрости Его... украсив ее всякою красотою: и золотом, и серебром, и драгоценными каменьями, и дорогими сосудами. И церковь эта вызывает удивление и восхищение во всех окрестных народах, ибо вряд ли найдется иная такая во всей полунощной стране с востока до запада».
Интерьер собора строг и четок — и одновременно с этим весьма живописен. Начиная сооружение храма, а затем его внутреннюю отделку, Ярослав Мудрый привлекал к работе как греческих мастеров, так и местные силы. Общая схема декоративного убранства, по мнению видного русского историка искусства В. Н. Лазарева, восходит, в своих главных чертах, к константинопольским образцам.
В куполе расположен медальон с Христом Пантократором, окруженный четырьмя архангелами (сохранилась одна неполная фигура, остальные дописаны красками в XIX веке).
В простенках барабана были изображены апостолы; над высокими подкупольными арками — четыре медальона с полуфигурами Христа-священника, Богоматери и, возможно, Иоакима и Анны; в парусах — евангелисты; на склонах подкупольных арок — медальоны с полуфигурами сорока Севастийских мучеников. Над триумфальной аркой представлен заключенный в медальоны деисис; на столбах триумфальной арки — Благовещение; в апсиде — Богоматерь Оранта (пожалуй, самое знаменитое изображение Софии Киевской).
Мозаики Софии Киевской

Фрески Софии Киевской среди огромного количества древних мозаик и фресок, сохранившихся до нашего времени, считаются самыми подлинными произведениями монументальной живописи XI века. Такое исключительное положение мозаик и фресок Софийского собора в Киеве заключается в том, что их никогда не переделывали и не дополняли реставраторы, фрески только очищали от пыли и копоти, этого было достаточно, чт . . .
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Фрески Софии Киевской

Фресками украшены все боковые части Киевского Софийского собора, также их можно увидеть на башнях, хорах и галереях. Изначальные изображения частично обновлялись во время реставрации в XVII веке. В конце XVII века поврежденные фрески Софии Киевской были полностью отреставрированы. Частично были нанесены новые изображения масляными красками. Масляная живопись в то время не представляла художест . . .
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Саркофаг Ярослава Мудрого

Саркофаг князя Ярослава Мудрого занимает восточную часть галерей Софии Киевской. В ней находились захоронения всей княжеской семьи.
Сегодня можно увидеть только саркофаг Ярослава Мудрого, который занимает часть алтарной комнаты северной галереи. Это прямоугольный ящик с выступающей по бокам крышкой. Все украшено изображениями растений, птиц, крестов и другими символами древнего христианства. Весит гробница около 6 тонн. Мраморный саркофаг был привезен из Византии.
В 1939 году гробница была вскрыта, и ученные обнаружили там скелеты мужчины и женщины, кости которых перемешались. Этот факт, а также то, что в саркофаге отсутствовали следы одежды, является прямым свидетельством ограбления.
Было доказано, что мужской скелет принадлежал Ярославу Мудрому, а женский - его жене Ирине. Череп Ярослава Мудрого послужил образцом для создания скульптурного портрета князя, который сейчас располагается в северной части собора. В сентябре 2009 года саркофаг вновь вскрывали для проведения исследований. После чего распространились слухи о том, что нет гарантии того, что останки костей принадлежат именно Ярославу Мудрому.
Мощи жены Ярослава Мудрого в схиме Анны лежат в закрытой раке в Софийском соборе в Великом Новгороде рядом с мощами их сына Владимира, построившего Новгородский Софийский собор!