Архитектура Успенского собора Владимира-Волынского

Успенский собор Владимира-Волынского был заложен в 1156 году, возводился на протяжении четырех или пяти строительных сезонов и был завершен, включая росписи, к 1160 году. Имена мастеров, трудившихся над его созданием, неизвестны. Наиболее вероятно, что они прибыли из Переяславля Южного — в середине XII века князь Мстислав Изяславич, правивший прежде в этом городе, мог забрать всех тамошних строителей на Волынь, что повлекло за собой прекращение монументального строительства в Переяславле. Не исключено участие киевской артели зодчих в возведении Мстиславова храма.
Архитектура Успенского собора настолько близка киевским и черниговским памятникам, что различия наблюдается лишь во второстепенных деталях. Очевидно, авторы здания получили твердое задание — не отходить от киевских образцов. О работе здесь мастеров из Переяславля свидетельствует своеобразная техника формовки кирпичей. Они очень высокого качества: хорошего обжига и большой прочности. Успенский собор Владимира-Волынского — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа (около 22 х 35 метров). Судя по тому, что на его хоры можно было попасть только через дверь во втором ярусе наружной стены, здание с помощью перехода непосредственно соединялось с княжеским дворцом.
Конструкции, техника кладки и архитектурные приемы Мстиславова храма близки к архитектуре Кирилловской церкви в Киеве. Архитектурные формы просты и лаконичны. Фасады расчленены пилястрами и полуколоннами, украшены аркатурным поясом. Купол смещен ближе к апсидам.
План собора представляет собой пересечение трех продольных нефов и четырех поперечных нефов (трансептов). Центральный продольный и второй с восточной стороны нефы шире остальных, над их средокрестием возвышается купол на барабане. Внутреннему членению пространства опорными столбами на фасадах соответствуют мощные полуколонны, а прясла стен между ними завершают арки-закомары, отвечающие полуциркульным сводам. К восточной стороне храма примыкают три полукруглых апсиды.
Фундамент собора сложен из бутового камня и крупной плинфы, залитых крепким светло-серым раствором. Стены выложены из кирпичей чуть менее крупных, нежели те, что использовались при создании фундамента. Их скрепляет розовый раствор, состоящий из песка, извести и толченого кирпича.
Барабан и купол

Мстиславов храм завершен единственным куполом, покоящимся на мощном барабане. Барабан и купол были полностью воссозданы в конце XIX века. Купол —древней шлемовидной формы, позолоченный, его отвес украшает ажурный узор. Барабан прорезан узкими вертикальными окнами. В межоконных проемах размещены декоративные вертикальные тяги. Верхняя часть барабана завершается декоративным арочным поясом, над которым помещены ряды поребрика.
Особые кирпичи

Среди кирпичей, из которых сложен Успенский собор, есть кирпичи с особым типом знаков, чрезвычйно редких для древнерусского зодчества и известных всего лишь в нескольких памятниках. Знаки располагаются на нижней стороне кирпичей —той, что при формовке располагается на подкладной доске.
Они довольно крупны, часто сложны по рисунку, выпуклы, оттиснуты в деревянной форме, причем в отдельных случаях на кирпичах можно заметить даже отпечатки волокон дерева. В кладке же, наоборот, такие знаки почти всегда находятся на верхней стороне кирпичей. Все знаки обнаружены в случайных местах кладки, они прикрыты раствором, не играя никакой особой роли в строительной структуре. Кроме Десятинной церкви в Киеве (конец X века) и Спасской церкви в Переяславле (рубеж XI—XII веков), все остальные случаи использования таких знаков относятся к памятникам, возведенным в первой половине и середине XII столетия.
Тимпаны

Крупные тимпаны центрального продольного и самого большого поперечного нефов, в отличие от остальных тимпанов собора, имеют «византийское» расположение оконных проемов: окна —тройные, причем среднее окно чуть выше остальных.