Интерьер Успенского собора Владимира-Волынского

Интерьер Успенского собора Владимира-Волынского являет собой образец классического одноверхого храма крестово-купольного типа с той небольшой отличительной особенностью, что его наос делится на три продольных нефа не двумя, а тремя парами столбов. Часто планировку Мстиславова храма сравнивают с планировкой Кирилловской церкви Киева. Композиция с куполом, символизирующим небо, над кубическим объемом, символизирующим землю, воплощает в крестово-купольных храмах важную мысль христианского вероучения о единстве небесного и земного, ставшем возможным благодаря воплощению Иисуса Христа.
Следует учесть, что в течение нескольких десятилетий Успенский собор Владимира-Волынского простоял без сводов, барабана и купола, и нынешние своды — это реконструкция конца XIX века. Впрочем, именно традиционность крестово-купольной системы византийского храма позволила воссоздать перекрытия и восстановить все внутреннее пространство в формах и пропорциях, близких первоначальным. Теперь, как и раньше, барабан Мстиславова храма опирается через так называемые «паруса» на арки, перекинутые между четырьмя центральными опорами. Нефы перекрыты полуциркульными сводами.
От первоначального убранства до наших дней в храме почти ничего не сохранилось. В центральной апсиде и некоторых древних оконных проемах во время восстановительных работ 1890-х годов были открыты немногочисленные остатки древних фресковых композиций, а также домонгольские орнаменты, относящиеся, по мнению академика архитектуры М.Т. Преображенского, непосредственно к эпохе Мстислава Изяславича.
При проведении расчистки внутреннего пространства храма тогда же удалось обнаружить настил из широких плит, выложенный в 1753 году. Под ним — небольшой слой строительного мусора, перемешанного с костями, а еще ниже, по сообщению реставраторов, «остатки древнего мозаичного кафельного ценинного пола, состоящего из поливных желтого, зеленого, черного, красного и синего цвета плиток... в форме прямоугольников, треугольников и параллепи-пидов». Во время раскопок были найдены и голосники (особые сосуды), вставлявшиеся в кладку сводов для уменьшения веса перекрытий и улучшения акустики.
Церковь сложена в технике равнослойной кладки. Толщина швов известкового раствора приблизительно равна толщине кирпичей. В стенах встречаются каналы от сгнивших деревянных связей.