Успенский собор во Владимире-Волынском

Содержание:
Древнейшая сохранившаяся на Волыни постройка — Успенский собор Владимира-Волынского — современна таким известным храмам, как церковь Покрова на Нерли. Храм возводился в период утверждения мощных самостоятельных княжеских столов на руинах распавшейся Киевской державы. Он должен был воплощать могущество и славу своих творцов, быть символом торжества христианской власти в пределах расширявшихся пространств Святой Руси.
«Того же лета князь Мстислав Изяславичь подписа святую церковь в Володимери Волынском и украси ю дивно святыми и драгими иконами, и книгами, и вегцми многими ягодными, и священными сосуды златыми и сребряными з бисером, и с камением драгим»
таково древнейшее документальное свидетельство об Успенском соборе Владимира-Волынского, отложившееся в Никоновской летописи. Это древнейший православный храм во Владимире-Волынском.
Успенский собор Владимира-Волынского иногда называют Мстиславовым храмом, по имени заказчика — князя Волынского Мстислава Изяславича, несколько раз занимавшего и великое княжение Киевское. На многие столетия детище пережило своего создателя, упокоившегося внутри возведенного им собора. Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы являлся главной церковью Владимира-Волынского и его округи.
Успенский собор Владимира-Волынского - княжеская усыпальница
Со времени упокоения в стенах Успенского собора его строителя Мстислава Изяславича храм на долгие годы становится местом погребения волынских князей. В нем упокоились следующие преемники Мстисава: Всеволод Мстиславич, сын основателя, в 1195 году, благоверный князь Василько Романович в 1271 году, а за шесть лет до того — его супруга Елена, и Владимир Василькович в 1289 году. Согласно некоторым сведениям, в соборе похоронили могущественного Романа Мстиславича, объединителя Галиции и Волыни в единое Галицко-Волынское княжество.
Владимро-Волынские князья, оставаясь ктиторами собора, постоянно заботились о внутреннем убранстве храма. Каждый правитель давал сюда свой собственный вклад. Среди подобных вкладов — богослужебные книги в драгоценных переплетах, лучезарные иконы, написанные лучшими русскими изографами, сияющая утварь из драгоценных металлов. Благодаря стараниям ктиторов «отняя» церковь стала, по словам средневекового книжника, столь «дивною и славною всем окружным сторонам, аки же ина не обрящется во всей полунощи земли от востока идо запада».
При Мстиславовом храме уже в Средневековье создается духовная школа, в которой воспитывались юноши, намеревавшиеся со временем стать священнослужителями. Эта школа содержалась за счет средств, поступавших от обширных земельных угодий, которыми щедро одаривали Успенский собор и князья Владимирские, и волынские бояре. Культурное влияние Мстиславова храма было чрезвычайно велико, его можно назвать одним из главных духовных центров Волыни.
В 1323 году пресеклась правившая Волынью долгие десятилетия линия Рюриковичей. Главными претендентами на волынское наследство выступили литовский князь Гедимин и польский король Владислав Локетек. Итогом упорной борьбы, в которой нашлось место и грозным военным походам, и тонкой дипломатии, и коварному яду, стало мирное соглашение 1352 года. По его условиям, Волынь входила в состав Литвы.
Униатский период Успенского собора Владимира-Волынского
Большую роль в истории Успенского собора сыграла Брестская уния 1596 года, заключенная между Римско-католической Церковью и частью западнорусских православных архиереев. Мстиславов храм тогда превратился в кафедру первого униатского епископа на Волыни, горячего сторонника объединения Церквей Ипатия Поцея.
Во время пожара 1683 года, опустошившего весь город, собор сильно пострадал и был возобновлен только спустя 70 лет. В 1753 году епископ Феофил Годебский пристроил к его западному фасаду фронтон, стилизованный под эпоху Возрождения, прорубил новые и расширил некоторые старые окна, в самом храме устроил католические алтари. Вокруг собора выросли пристройки с хорами и ложами, изменились его наружные углы. Мстиславов храм все больше принимал вид костела. В 1782 году епископ Симеон Млодский распорядился прорубить ход к проповеднической кафедре в одном из столпов с северной стороны церкви. Поврежденный столп не выдержал тяжести перекрытий, обрушился, а за ним рухнула и часть сводов. Собор пришел в запустение.
Имперский период Успенского собора Владимира-Волынского
В результате третьего раздела Польши, состоявшегося в 1795 году, Владимир-Волынский вошел в состав Российской империи, став уездным центром Волынской губернии. С 1796 года Мстиславов храм снова находился в ведении православного духовенства. Однако собор еще долго пребывал в неудовлетворительном состоянии. Только в 1886 году особая ученая комиссия пришла к заключению, что Мстиславов храм можно реставрировать в первоначальных формах.
Реставрационные работы продолжались с 1896 по 1900 год и завершились торжественным освящением возрожденного собора архиепископом Волынским и Житомирским Модестом (Стрельбицким) в присутствии великого князя Константина Константиновича. Торжества по случаю освящения Мстиславова храма проводились с большим размахом и стали заметным событием духовной жизни Волыни рубежа XIX и XX столетий.
С началом Первой мировой войны Владимир-Волынский оказался в самом центре боевых действий, которые велись на подступах к городу, а потом и за сам город. В 1915 году австрийским частям удалось захватить Владимир-Волынский. С 1921 по 1939 год он входил в состав Польши. Мстиславов храм оказался в ведении автокефальной Польской Православной Церкви, и лишь после воссоединения Западной и Восточной Украины Русская Православная Церковь восстановила свою юрисдикцию над ним.
Архитектура Успенского собора Владимира-Волынского

Успенский собор Владимира-Волынского был заложен в 1156 году, возводился на протяжении четырех или пяти строительных сезонов и был завершен, включая росписи, к 1160 году. Имена мастеров, трудившихся над его созданием, неизвестны. Наиболее вероятно, что они прибыли из Переяславля Южного — в середине XII века князь Мстислав Изяславич, правивший прежде в этом городе, мог забрать всех тамошних строителей на Волынь, что повлекло за собой прекращение монументального строительства в Переяславле. Не исключено участие киевской артели зодчих в возведении Мстиславова храма.
Архитектура Успенского собора настолько близка киевским и черниговским памятникам, что различия наблюдается лишь во второстепенных деталях. Очевидно, авторы здания получили твердое задание — не отходить от киевских образцов. О работе здесь мастеров из Переяславля свидетельствует своеобразная техника формовки кирпичей. Они очень высокого качества: хорошего обжига и большой прочности. Успенский собор Владимира-Волынского — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа (около 22 х 35 метров). Судя по тому, что на его хоры можно было попасть только через дверь во втором ярусе наружной стены, здание с помощью перехода непосредственно соединялось с княжеским дворцом.
Конструкции, техника кладки и архитектурные приемы Мстиславова храма близки к архитектуре Кирилловской церкви в Киеве. Архитектурные формы просты и лаконичны. Фасады расчленены пилястрами и полуколоннами, украшены аркатурным поясом. Купол смещен ближе к апсидам.
План собора представляет собой пересечение трех продольных нефов и четырех поперечных нефов (трансептов). Центральный продольный и второй с восточной стороны нефы шире остальных, над их средокрестием возвышается купол на барабане. Внутреннему членению пространства опорными столбами на фасадах соответствуют мощные полуколонны, а прясла стен между ними завершают арки-закомары, отвечающие полуциркульным сводам. К восточной стороне храма примыкают три полукруглых апсиды.
Фундамент собора сложен из бутового камня и крупной плинфы, залитых крепким светло-серым раствором. Стены выложены из кирпичей чуть менее крупных, нежели те, что использовались при создании фундамента. Их скрепляет розовый раствор, состоящий из песка, извести и толченого кирпича.
Барабан и купол

Мстиславов храм завершен единственным куполом, покоящимся на мощном барабане. Барабан и купол были полностью воссозданы в конце XIX века. Купол —древней шлемовидной формы, позолоченный, его отвес украшает ажурный узор. Барабан прорезан узкими вертикальными окнами. В межоконных проемах размещены декоративные вертикальные тяги. Верхняя часть барабана завершается декоративным арочным поясом, над которым помещены ряды поребрика.
Особые кирпичи

Среди кирпичей, из которых сложен Успенский собор, есть кирпичи с особым типом знаков, чрезвычйно редких для древнерусского зодчества и известных всего лишь в нескольких памятниках. Знаки располагаются на нижней стороне кирпичей —той, что при формовке располагается на подкладной доске.
Они довольно крупны, часто сложны по рисунку, выпуклы, оттиснуты в деревянной форме, причем в отдельных случаях на кирпичах можно заметить даже отпечатки волокон дерева. В кладке же, наоборот, такие знаки почти всегда находятся на верхней стороне кирпичей. Все знаки обнаружены в случайных местах кладки, они прикрыты раствором, не играя никакой особой роли в строительной структуре. Кроме Десятинной церкви в Киеве (конец X века) и Спасской церкви в Переяславле (рубеж XI—XII веков), все остальные случаи использования таких знаков относятся к памятникам, возведенным в первой половине и середине XII столетия.
Тимпаны

Крупные тимпаны центрального продольного и самого большого поперечного нефов, в отличие от остальных тимпанов собора, имеют «византийское» расположение оконных проемов: окна —тройные, причем среднее окно чуть выше остальных.
Интерьер Успенского собора Владимира-Волынского

Интерьер Успенского собора Владимира-Волынского являет собой образец классического одноверхого храма крестово-купольного типа с той небольшой отличительной особенностью, что его наос делится на три продольных нефа не двумя, а тремя парами столбов. Часто планировку Мстиславова храма сравнивают с планировкой Кирилловской церкви Киева. Композиция с куполом, символизирующим небо, над кубическим объемом, символизирующим землю, воплощает в крестово-купольных храмах важную мысль христианского вероучения о единстве небесного и земного, ставшем возможным благодаря воплощению Иисуса Христа.
Следует учесть, что в течение нескольких десятилетий Успенский собор Владимира-Волынского простоял без сводов, барабана и купола, и нынешние своды — это реконструкция конца XIX века. Впрочем, именно традиционность крестово-купольной системы византийского храма позволила воссоздать перекрытия и восстановить все внутреннее пространство в формах и пропорциях, близких первоначальным. Теперь, как и раньше, барабан Мстиславова храма опирается через так называемые «паруса» на арки, перекинутые между четырьмя центральными опорами. Нефы перекрыты полуциркульными сводами.
От первоначального убранства до наших дней в храме почти ничего не сохранилось. В центральной апсиде и некоторых древних оконных проемах во время восстановительных работ 1890-х годов были открыты немногочисленные остатки древних фресковых композиций, а также домонгольские орнаменты, относящиеся, по мнению академика архитектуры М.Т. Преображенского, непосредственно к эпохе Мстислава Изяславича.
При проведении расчистки внутреннего пространства храма тогда же удалось обнаружить настил из широких плит, выложенный в 1753 году. Под ним — небольшой слой строительного мусора, перемешанного с костями, а еще ниже, по сообщению реставраторов, «остатки древнего мозаичного кафельного ценинного пола, состоящего из поливных желтого, зеленого, черного, красного и синего цвета плиток... в форме прямоугольников, треугольников и параллепи-пидов». Во время раскопок были найдены и голосники (особые сосуды), вставлявшиеся в кладку сводов для уменьшения веса перекрытий и улучшения акустики.
Церковь сложена в технике равнослойной кладки. Толщина швов известкового раствора приблизительно равна толщине кирпичей. В стенах встречаются каналы от сгнивших деревянных связей.
Успенский собор Владимира-Волынского контакты расположение как добраться

Успенский собор (Мстиславов храм) Владимира-Волынского является памятником архитектуры Украины, входит в государственный реестр Национального культурного наследия под номером 803 и охраняется государством.
С особой торжественностью в Мстиславовом храме празднуются дни памяти святителя Стефана, епископа Владимир-Волынского, Собора всех святых, в земле Волынской просиявших, и, конечно же, Успение Пресвятой Богородицы.
Контакты Успенского собора:
- Адрес: 44700, Украина, г. Владимир-Волынский, улица Соборная, 25
- Телефон: +38 (03342) 2-26-35
- Официальный сайт Владимир-Волынской епархии: www.vv-orthodox.org
Как добраться самостоятельно к Успенскому собору Владимира-Волынского:
Владимир-Волынский находится в стороне от оживленных маршрутов. Сюда можно добраться на поезде (через Владимир-Волынский следуют поезда Киев — Львов, железнодорожный вокзал находится на окраине города) или автобусе (с городского автовокзала, расположенного в центре, автобусы отправляются в Ковель, Луцк, польский Хрубешув и некоторые другие города).
Путешественникам из России удобнее всего добираться до Киева или Ковеля, затем делать пересадку.
Автомобилистам следует знать, что Владимир-Волынский находится на пересечении трасс Н-22 (Ровно —Хрубешув) и Р-15 (Ковель — Жолква).