Успенский собор во Владимире-Волынском

Успенский собор во Владимире-Волынском

Древнейшая сохранившаяся на Волыни постройка — Успенский собор Владимира-Волынского — современна таким известным храмам, как церковь Покрова на Нерли. Храм возводился в период утверждения мощных самостоятельных княжеских столов на руинах распавшейся Киевской державы. Он должен был воплощать могущество и славу своих творцов, быть символом торжества христианской власти в пределах расширявшихся пространств Святой Руси.

«Того же лета князь Мстислав Изяславичь подписа святую церковь в Володимери Волынском и украси ю дивно святыми и драгими иконами, и книгами, и вегцми многими ягодными, и священными сосуды златыми и сребряными з бисером, и с камением драгим»

таково древнейшее документальное свидетельство об Успенском соборе Владимира-Волынского, отложившееся в Никоновской летописи. Это древнейший православный храм во Владимире-Волынском.

Успенский собор Владимира-Волынского иногда называют Мстиславовым храмом, по имени заказчика — князя Волынского Мстислава Изяславича, несколько раз занимавшего и великое княжение Киевское. На многие столетия детище пережило своего создателя, упокоившегося внутри возведенного им собора. Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы являлся главной церковью Владимира-Волынского и его округи.

Успенский собор Владимира-Волынского - княжеская усыпальница

Со времени упокоения в стенах Успенского собора его строителя Мстислава Изяславича храм на долгие годы становится местом погребения волынских князей. В нем упокоились следующие преемники Мстисава: Всеволод Мстиславич, сын основателя, в 1195 году, благоверный князь Василько Романович в 1271 году, а за шесть лет до того — его супруга Елена, и Владимир Василькович в 1289 году. Согласно некоторым сведениям, в соборе похоронили могущественного Романа Мстиславича, объединителя Галиции и Волыни в единое Галицко-Волынское княжество.

Владимро-Волынские князья, оставаясь ктиторами собора, постоянно заботились о внутреннем убранстве храма. Каждый правитель давал сюда свой собственный вклад. Среди подобных вкладов — богослужебные книги в драгоценных переплетах, лучезарные иконы, написанные лучшими русскими изографами, сияющая утварь из драгоценных металлов. Благодаря стараниям ктиторов «отняя» церковь стала, по словам средневекового книжника, столь «дивною и славною всем окружным сторонам, аки же ина не обрящется во всей полунощи земли от востока идо запада».

При Мстиславовом храме уже в Средневековье создается духовная школа, в которой воспитывались юноши, намеревавшиеся со временем стать священнослужителями. Эта школа содержалась за счет средств, поступавших от обширных земельных угодий, которыми щедро одаривали Успенский собор и князья Владимирские, и волынские бояре. Культурное влияние Мстиславова храма было чрезвычайно велико, его можно назвать одним из главных духовных центров Волыни.

В 1323 году пресеклась правившая Волынью долгие десятилетия линия Рюриковичей. Главными претендентами на волынское наследство выступили литовский князь Гедимин и польский король Владислав Локетек. Итогом упорной борьбы, в которой нашлось место и грозным военным походам, и тонкой дипломатии, и коварному яду, стало мирное соглашение 1352 года. По его условиям, Волынь входила в состав Литвы.

Униатский период Успенского собора Владимира-Волынского

Большую роль в истории Успенского собора сыграла Брестская уния 1596 года, заключенная между Римско-католической Церковью и частью западнорусских православных архиереев. Мстиславов храм тогда превратился в кафедру первого униатского епископа на Волыни, горячего сторонника объединения Церквей Ипатия Поцея.

Во время пожара 1683 года, опустошившего весь город, собор сильно пострадал и был возобновлен только спустя 70 лет. В 1753 году епископ Феофил Годебский пристроил к его западному фасаду фронтон, стилизованный под эпоху Возрождения, прорубил новые и расширил некоторые старые окна, в самом храме устроил католические алтари. Вокруг собора выросли пристройки с хорами и ложами, изменились его наружные углы. Мстиславов храм все больше принимал вид костела. В 1782 году епископ Симеон Млодский распорядился прорубить ход к проповеднической кафедре в одном из столпов с северной стороны церкви. Поврежденный столп не выдержал тяжести перекрытий, обрушился, а за ним рухнула и часть сводов. Собор пришел в запустение.

Имперский период Успенского собора Владимира-Волынского

В результате третьего раздела Польши, состоявшегося в 1795 году, Владимир-Волынский вошел в состав Российской империи, став уездным центром Волынской губернии. С 1796 года Мстиславов храм снова находился в ведении православного духовенства. Однако собор еще долго пребывал в неудовлетворительном состоянии. Только в 1886 году особая ученая комиссия пришла к заключению, что Мстиславов храм можно реставрировать в первоначальных формах.

Реставрационные работы продолжались с 1896 по 1900 год и завершились торжественным освящением возрожденного собора архиепископом Волынским и Житомирским Модестом (Стрельбицким) в присутствии великого князя Константина Константиновича. Торжества по случаю освящения Мстиславова храма проводились с большим размахом и стали заметным событием духовной жизни Волыни рубежа XIX и XX столетий.

С началом Первой мировой войны Владимир-Волынский оказался в самом центре боевых действий, которые велись на подступах к городу, а потом и за сам город. В 1915 году австрийским частям удалось захватить Владимир-Волынский. С 1921 по 1939 год он входил в состав Польши. Мстиславов храм оказался в ведении автокефальной Польской Православной Церкви, и лишь после воссоединения Западной и Восточной Украины Русская Православная Церковь восстановила свою юрисдикцию над ним.


Саша Митрахович 27.03.2017 08:51

Архитектура Успенского собора Владимира-Волынского

Архитектура Успенского собора Владимира-Волынского

Успенский собор Владимира-Волынского был заложен в 1156 году, возводился на протяжении четырех или пяти строительных сезонов и был завершен, включая росписи, к 1160 году. Имена мастеров, трудившихся над его созданием, неизвестны. Наиболее вероятно, что они прибыли из Переяславля Южного — в середине XII века князь Мстислав Изяславич, правивший прежде в этом городе, мог забрать всех тамошних строителей на Волынь, что повлекло за собой прекращение монументального строительства в Переяславле. Не исключено участие киевской артели зодчих в возведении Мстиславова храма.

Архитектура Успенского собора настолько близка киевским и черниговским памятникам, что различия наблюдается лишь во второстепенных деталях. Очевидно, авторы здания получили твердое задание — не отходить от киевских образцов. О работе здесь мастеров из Переяславля свидетельствует своеобразная техника формовки кирпичей. Они очень высокого качества: хорошего обжига и большой прочности. Успенский собор Владимира-Волынского — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа (около 22 х 35 метров). Судя по тому, что на его хоры можно было попасть только через дверь во втором ярусе наружной стены, здание с помощью перехода непосредственно соединялось с княжеским дворцом.

Конструкции, техника кладки и архитектурные приемы Мстиславова храма близки к архитектуре Кирилловской церкви в Киеве. Архитектурные формы просты и лаконичны. Фасады расчленены пилястрами и полуколоннами, украшены аркатурным поясом. Купол смещен ближе к апсидам.

План собора представляет собой пересечение трех продольных нефов и четырех поперечных нефов (трансептов). Центральный продольный и второй с восточной стороны нефы шире остальных, над их средокрестием возвышается купол на барабане. Внутреннему членению пространства опорными столбами на фасадах соответствуют мощные полуколонны, а прясла стен между ними завершают арки-закомары, отвечающие полуциркульным сводам. К восточной стороне храма примыкают три полукруглых апсиды.

Фундамент собора сложен из бутового камня и крупной плинфы, залитых крепким светло-серым раствором. Стены выложены из кирпичей чуть менее крупных, нежели те, что использовались при создании фундамента. Их скрепляет розовый раствор, состоящий из песка, извести и толченого кирпича.

Барабан и купол

Барабан и купол

Мстиславов храм завершен единственным куполом, покоящимся на мощном барабане. Барабан и купол были полностью воссозданы в конце XIX века. Купол —древней шлемовидной формы, позолоченный, его отвес украшает ажурный узор. Барабан прорезан узкими вертикальными окнами. В межоконных проемах размещены декоративные вертикальные тяги. Верхняя часть барабана завершается декоративным арочным поясом, над которым помещены ряды поребрика.

Особые кирпичи

Кирпичи собора

Среди кирпичей, из которых сложен Успенский собор, есть кирпичи с особым типом знаков, чрезвычйно редких для древнерусского зодчества и известных всего лишь в нескольких памятниках. Знаки располагаются на нижней стороне кирпичей —той, что при формовке располагается на подкладной доске.

Они довольно крупны, часто сложны по рисунку, выпуклы, оттиснуты в деревянной форме, причем в отдельных случаях на кирпичах можно заметить даже отпечатки волокон дерева. В кладке же, наоборот, такие знаки почти всегда находятся на верхней стороне кирпичей. Все знаки обнаружены в случайных местах кладки, они прикрыты раствором, не играя никакой особой роли в строительной структуре. Кроме Десятинной церкви в Киеве (конец X века) и Спасской церкви в Переяславле (рубеж XI—XII веков), все остальные случаи использования таких знаков относятся к памятникам, возведенным в первой половине и середине XII столетия.

Тимпаны

Тимпаны

Крупные тимпаны центрального продольного и самого большого поперечного нефов, в отличие от остальных тимпанов собора, имеют «византийское» расположение оконных проемов: окна —тройные, причем среднее окно чуть выше остальных.


Саша Митрахович 27.03.2017 09:16

Интерьер Успенского собора Владимира-Волынского

Интерьер Успенского собора Владимира-Волынского

Интерьер Успенского собора Владимира-Волынского являет собой образец классического одноверхого храма крестово-купольного типа с той небольшой отличительной особенностью, что его наос делится на три продольных нефа не двумя, а тремя парами столбов. Часто планировку Мстиславова храма сравнивают с планировкой Кирилловской церкви Киева. Композиция с куполом, символизирующим небо, над кубическим объемом, символизирующим землю, воплощает в крестово-купольных храмах важную мысль христианского вероучения о единстве небесного и земного, ставшем возможным благодаря воплощению Иисуса Христа.

Следует учесть, что в течение нескольких десятилетий Успенский собор Владимира-Волынского простоял без сводов, барабана и купола, и нынешние своды — это реконструкция конца XIX века. Впрочем, именно традиционность крестово-купольной системы византийского храма позволила воссоздать перекрытия и восстановить все внутреннее пространство в формах и пропорциях, близких первоначальным. Теперь, как и раньше, барабан Мстиславова храма опирается через так называемые «паруса» на арки, перекинутые между четырьмя центральными опорами. Нефы перекрыты полуциркульными сводами.

От первоначального убранства до наших дней в храме почти ничего не сохранилось. В центральной апсиде и некоторых древних оконных проемах во время восстановительных работ 1890-х годов были открыты немногочисленные остатки древних фресковых композиций, а также домонгольские орнаменты, относящиеся, по мнению академика архитектуры М.Т. Преображенского, непосредственно к эпохе Мстислава Изяславича.

При проведении расчистки внутреннего пространства храма тогда же удалось обнаружить настил из широких плит, выложенный в 1753 году. Под ним — небольшой слой строительного мусора, перемешанного с костями, а еще ниже, по сообщению реставраторов, «остатки древнего мозаичного кафельного ценинного пола, состоящего из поливных желтого, зеленого, черного, красного и синего цвета плиток... в форме прямоугольников, треугольников и параллепи-пидов». Во время раскопок были найдены и голосники (особые сосуды), вставлявшиеся в кладку сводов для уменьшения веса перекрытий и улучшения акустики.

Церковь сложена в технике равнослойной кладки. Толщина швов известкового раствора приблизительно равна толщине кирпичей. В стенах встречаются каналы от сгнивших деревянных связей.


Саша Митрахович 27.03.2017 09:29

Успенский собор Владимира-Волынского контакты расположение как добраться

Успенский собор Владимира-Волынского контакты расположение как добраться

Успенский собор (Мстиславов храм) Владимира-Волынского является памятником архитектуры Украины, входит в государственный реестр Национального культурного наследия под номером 803 и охраняется государством.

С особой торжественностью в Мстиславовом храме празднуются дни памяти святителя Стефана, епископа Владимир-Волынского, Собора всех святых, в земле Волынской просиявших, и, конечно же, Успение Пресвятой Богородицы.

Контакты Успенского собора:

  • Адрес: 44700, Украина, г. Владимир-Волынский, улица Соборная, 25
  • Телефон: +38 (03342) 2-26-35
  • Официальный сайт Владимир-Волынской епархии: www.vv-orthodox.org

Как добраться самостоятельно к Успенскому собору Владимира-Волынского:

Владимир-Волынский находится в стороне от оживленных маршрутов. Сюда можно добраться на поезде (через Владимир-Волынский следуют поезда Киев — Львов, железнодорожный вокзал находится на окраине города) или автобусе (с городского автовокзала, расположенного в центре, автобусы отправляются в Ковель, Луцк, польский Хрубешув и некоторые другие города).

Путешественникам из России удобнее всего добираться до Киева или Ковеля, затем делать пересадку.

Автомобилистам следует знать, что Владимир-Волынский находится на пересечении трасс Н-22 (Ровно —Хрубешув) и Р-15 (Ковель — Жолква).

Расположение Успенского собора на карте:


Саша Митрахович 27.03.2017 09:37

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча