Архитектура Покровского собора в Барановичах
Представляет собой кирпичный крестово-купольный храм. К основному объёму храма, четырёхстолпному и квадратному в плане, примыкают с востока три полукруглые апсиды; накрывает его полусферический (в треть сферы) купол с двумя оболочками. Данный купол, на момент постройки наибольший в крае по размеру, освещается шесть круглыми люкарнами, которые расположены по всему диаметру, и увенчан шаром с крестом.
Монументальные портики на четырёх столпах украшают северный и южный фасады собора с треугольными фронтонами, оформляя собой боковые входы. Декором же этих сильно вынесенных портиков служит сильно стилизованный ионический ордер. Таким образом достигается достаточно праздничное оформление данных входов, открываемых только во время больших праздников.
Основной объём и примыкающую к нему четырёхгранную (квадратную плане) трёхъярусную колокольню, увенчанную четырёхгранным полусферическим куполом с высоким шпилем и по углам декорированную спаренными колоннами, связывает с запада узкая, протяжённая трапезная. Для насыщенного декора самой колокольни были использованы разные элементы, как-то: полуколонны, угловые одинарные и спаренные колонны, мощные лопатки, а также профилированные карнизы.
Результатом использования данных элементов, которые, по мнению Хоревского С. В., хоть и относятся к классицизму, но весьма при этом вольно истолкованы, стали более упорядоченные и в то же время отдельные для каждого из ярусов ритмы. Полуциркульный тимпан, вставленный между двух полуколонн, выделяет главный вход. Чтобы обрамить прямоугольные оконные проёмы, украшенные кованными решётками, и ниши фасадов, в архитектуре собора использованы неглубоко профилированные наличники с треугольными сандриками.
Полукруглую апсиду фланкируют ризницы со сферическим покрытием. Обширные подвальные помещения (соборная канцелярия) в цокольном этаже храма имеют самостоятельные наружные входы, под ними расположена большая крипта, а под алтарной же частью — ризница. Как экстерьер, так и интерьер собора украшают мозаичные панно (с частичной утратой смальты).
Световой барабан, поддерживаемый четырьмя восьмигранными столбами, открывается в молитвенный зал, перекрытый плоским потолком. Трёхъярусный иконостас выполнен в неорусском стиле с резными царскими вратами и образами XIX — начала XX веков, такими как «Иисус Христос Благовещальный», «Святой Лаврентий», «Матерь Божия с младенцем», «Святой Стефан», «Спас с предстоящими», «Христос со сферою», «Благовещение», «Спас Пантакратор» (первая половина XVIII века, перенесён с могильной церкви Александра Невского).
Также хранится образ в серебряном окладе «Матерь Божия Жировицкая» (1847) и многое другое. Кроме того, данный иконостас, привезённый некогда из бывшей домовой церкви Варшавского королевского замка, считается одним из наибольших в Белоруссии. Образа этого иконостаса были написаны как в русской, и академической манере. Среди авторов данных икон, представляющих собой уникальные образцы искусства, присутствуют Васнецов, Бруни и Врубель.
Три цилиндрические башни с луковичными куполами оформляют источник, находящийся перед источником. Вход на соборное кладбище пролегает через ворота с тремя арками.