Фортификация Беларуси история становления белорусского оборонительного зодчества
История оборонительного зодчества Беларуси со средневековых времён и до наших дней. Эволюция фортификационного строительства на примерах замков и крепостей.
Анализ разнообразных материалов по истории древне-белорусского военного зодчества, выяснение особенностей его эволюции на разных этапах дают возможность проследить и понять закономерности развития военно-инженерного искусства западных земель Беларуси. Оно, как и все другие явления общественной жизни, своим совершенствованием обязана изменениям в уровне производственных сил и производственных отношений. Поэтому основные этапы в развитии военного инженерного искусства в значительной степени соответствуют основным этапом исторического развития Беларуси.
Военное зодчество западных земель Беларуси в дофеодальную эпоху прошло путь от примитивных деревянных изгородей до многорядных земляных укреплений с сильными деревянными стенами.
Достижения тех времен стали мощным фундаментом, на котором в конце IX—XI в. произошел переход к качественно новому этапу в развитии военного зодчества, связанного с возникновением в Беларуси городов, складыванием классового общества и государства раннефеодального. Это открыло большие экономические возможности для военного строительства, позволило мобилизовать значительно больше рабочей силы и средств. Одновременно появились лучше организованные и хорошо вооруженные военные силы, которые перешли к более сложной тактики — осады-осады. По сравнению с ранее существовавшей тактикой внезапных атак осада была значительным шагом вперед в военном деле. Оборонительные качества рельефа в те времена играли еще довольно значительную роль, однако главным фактором защиты постепенно становились искусственные сооружения — валы, рвы и деревянные стены.
Укреплении древних городов Беларуси обозначались внушительной мощностью и сложностью оборонительных сооружений.
В конце XII — первой половины XIII в. произошли существенные изменения в тактике нападения и обороны укрепленных пунктов. Пассивная осада все чаще заменялась прямым штурмом, который поддерживался действиями камнемётных машин. Новая тактика захвата укреплений вызвало к жизни новые приемы организации защиты и новые формы оборонительных сооружений. Так, уже в XII в. в Гродно существовали каменные оборонительные башни. В связи с дальнейшим развитием местного военно-инженерного искусства и под влиянием военного зодчества западных, северных и северо-западных стран на западных землях Беларуси в XIII в. сформировалась новая тактическая схема организации обороны городов, основным узлом которой стала мощная каменная башня-донжон.
Несомненные преимущества каменных башен перед деревянными поспособствовали дальнейшему развитию каменного зодчества на Беларуси, которое стимулировалось постоянной внешней опасностью со стороны крестоносцев, татар и шведов.
Тактике крестоносцев, которые вели завоевание земель Прибалтики и Беларуси с помощью замков-кастэлей, в первой половине XIV в. была противопоставлена соответственно тактика защиты: на главных направлениях рыцарских походов возникли мощные завесы — каменные замки в Лиде, Крево, Медининкай.
Гродненский 5-башенный и Новогрудский 7-башенный замки, возведенные на высоких холмах в конце XIV в., удачно сочетали оборонительные качества местности и мощность каменных стен.
Однако из-за большой дороговизны и трудоемкости строительства каменных замков в те времена было немного. Но подавляющее большинство глубинных городов и замков имела еще деревянно-земляные укрепления.
Конец XV — начало XVI в. ознаменовался многочисленными насильственными нападениями крымских татар. Политические противоречия между господствующими классами Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой и Московского государства во второй половине XVI—XVII в. вылились в ряд острых военных конфликтов и столкновений, во время которых Беларусь становилась главным театром военных действий, а ее хозяйство на протяжении полтораста лет подвергалась опустошениям и разрушениям.
Вышеуказанные внутренние и внешние причины положили начало новому этапу в развитии белорусского военного зодчества. Он характеризуется усиленным строительством частновладельческих замков, дальнейшем укреплением защиты порубежных городов и энергичным «озамчиванием» как городских, так и сельских храмов.
Феодальные замки Беларуси XV и XVI вв. определяются небольшими размерами. Основная роль отводится мощным башням высотой в 2-5 ярусов, рассчитанным на фланкирующую стрельбу с разнообразного огнестрельного оружия. Большое внимание уделялось входу в замок, который обязательно укреплялся защитными решетками-герсами, барбаканами и т. д. Важную роль по-прежнему играли природные фортификационные качества местности.
Хотя феодальные замки той поры еще хранили суровые черты цитаделей, однако все чаще они отделывались, учитывая задачи представительности и парадности. За замковыми стенами стали возводить пышные и величественные дворцы.
Яркой и отличительной чертой белорусского средневекового зодчества являются храмы-замки. На рубеже XV и XVI вв. на Беларуси сложился своеобразный тип храма-замка в виде прямоугольного здания с четырьмя угловыми боевыми башнями, который принимал тип плана церкви до-монгольскай поры. К числу таких храмов - замков относятся построены на рубеже XV—XVI вв. Полоцкая София, Полоцкий Никольский храм, Супраслеўская, Предметная и Маламажэйковская церкви.
В XVI — первой половине XVII в. на Беларуси также строились 2-башенные оборонительные храмы, как православные, так и католические. Их стилевое и образное сходство свидетельствует о том, что белорусы, несмотря на разнообразие верований, развивали свою культуру совместно и в одном русле. Обстоятельства внутреннего политического и религиозного жизни стимулировали также «озамчивание» реформатских храмов и католических монастырей.
Развитие огнестрельного оружия резко активизировала тактику осады городов и замков, вызвав существенные изменения в принципах и средствах защиты. Акцент защиты постепенно стал перемещаться на внешние линии укреплений — земляные валы с деревянными или каменными оборонительными конструкциями. С середины XVI в. в Беларуси начали возводиться бастионными укреплении в традициях староитальянском, а затем ново итальянском и старо голландском фортификационных систем.
Носителями передовых военных идей были как сами магнаты, которые не раз путешествовали по Европе, участвовали в европейских войнах и учились в европейских университетах, так и отдельные зарубежные архитекторы-фортификаторы, попадавшими на Беларусь разными путями.
Военное зодчество Беларуси тех времен, даже когда здесь работали иностранные инженеры и архитекторы, всегда было органической частью национальной культуры, а не космополитическим предметом западноевропейского экспорта. Под влиянием конкретных местных условий и давних народных традиций творчество иностранных специалистов настолько смешивалось, что становилась частью местной культуры и местного военно-инженерного искусства. Однако важнейшим фактором в этом явлении был постоянный активное участие широких слоев населения городов и деревень в военно-монументальном строительстве.
Своим нелегким трудом, талантом и энергией трудовые массы непрестанно обогащали, демократизировали военное зодчество, способствовавших его развитию на основе рационализма, лучших национальных технических и художественных традиций, которые веками вырабатывались и совершенствовались. Зерна новых идей евро - европейской фортификации попадали в Беларуси на уже подготовленную почву, поэтому тогдашнее местное военное зодчество не только соответствовало всем военным требованиям, но и сохраняла свои четкие национальные черты, имела свой колорит и облик, шло вровень со временем.
Постоянная связь с культурой как ближних соседей — северо-западными районами России, Прибалтики, Польши, так и западноевропейскими странами — Чехией, Германией, Францией, Италией, Нидерландами — важная черта военно-инженерного искусства Беларуси эпохи средневековья.
Отыграв свою роль в защите белорусских земель в XIV—XVIII вв., старые замки уступили место новым мощным долговременным укреплениям с многокилометровыми линиями защиты, с гарнизонами солдат регулярной армии, с фортами и цитаделями, в фундаменте мощности которых лежали все достижения фортификации предыдущих эпох.