Успенский Жировичский монастырь история фото расположение посещение Жировичского монастыря

Содержание:
Колоссальное значение для православных белорусов имеет Жировичская (или, как вариант, Жировицкая) обитель. О ней говорят: «Для Белоруссии Жировичи — то же, что Троице-Сергиева Лавра для России и Киево-Печерская Лавра для Украины».
История Жировичского Успенского мужского монастыря уходим корнями почти на 500 лет назад. А все началось с явления чудотворной иконы Божией Матери. Предание относит это событие к 1470 году и сообщает, что образ обнаружили в лесу, на ветвях лесной груши, стоящей над ручьем, пастухи маршалка Великого княжества Литовского Александра Солтана, владевшего этими землями (маршалок — в XV столетии одна из высших должностей в Великом княжестве Литовском и Королевстве Польском). Между тем, уже во второй половине XVIII века был обнародован документ, согласно которому великий князь Литовский Александр Ягеллончик пожаловал имение Жировичи вельможе Александру Солтану лишь в 1493 году, то есть явление иконы не могло произойти раньше этой даты.
Легенда возникновения Жировичского монастыря:
Прогуливаясь по лесу, пастухи увидели сияние, которое исходило из ветвей старой дикой груши, росшей над ручьем. Подойдя поближе, они обнаружили в ее ветвях небольшую каменную иконку, с изображением Богоматери с младенцем на руках. Пастухи отнесли свою находку Александру Солтану, местному вельможе. Но тот совершенно не обратил внимания на данную находку и закинул ее в шкатулку.
Через некоторое время икона исчезла и вновь явилась пастухам на той же старой груше. Поняв, что это знак свыше, Александр распорядился построить храм на месте чудного явления. Так здесь была построена деревянная церковь в честь Пресвятой Богородицы.
Слух о чудотворном месте быстро разошелся и сюда стали стягиваться паломники из близких и далеких мест. По легенде, каждый верующий получал здесь исцеление от недугов либо помощь в жизненных тяготах.
Постепенно вблизи деревянного храма стали селиться люди, и в 1493 году появился Жировичский мужской монастырь.
Однако в 1520 году здесь случился сильный пожар, который унес церковь, а вместе с ней и чудотворную икону. Это была настоящая трагедия для верующих.
Через некоторое время крестьянские дети, посещавшие монастырскую школу, вблизи сгоревшего храма увидели Деву красоты неземной. Она сидела на камне и от нее исходил яркий свет. Конечно страх не позволил детям приблизиться к ней, вместе с тем слух о чудном явлении быстро разлетелся по селению. Когда взрослые подошли к месту, где было явление, они нашли на камне икону, ничуть не пострадавшую от невзгод.
Так на месте сгоревшего, появился новый, уже каменный храм, в честь Успения Богородицы, а близ камня, на котором сидела Богородица возвели Явленскую церковь. Впоследствии здесь же был образован Жировичский монастырь.
На фото Жировичский монастырь, вид сверху.
Жировичский монастырь история

Во второй половине XVIII века великий князь Литовский Александр Ягеллончик пожаловал имение Жировичи вельможе Александру Солтану.
Вскоре Александр Солтан поставил на месте обретения образа Жировичской иконы Божией Матери деревянную церковь. Постепенно вокруг храма стали селиться люди, стремившиеся к монашеской жизни. Впервые документально зафиксировано существование монастыря в 1587 году — актом, свидетельствующим, что один из братьев Солтанов продал другому брату часть имения, а именно:
«двор Жировичский... так теж з половиною монастыря церкви Жировичское и вшелякими пожитки, накладом церковным...»
Уже в XVI столетии Жировичская икона Божией Матери прославилась чудотворениями. Как следствие, число желающих помолиться перед чудотворным образом постоянно росло — соответственно, развивался и сам монастырь. В начале XVII века он стал владельцем земли, на которой стоял. Мстиславский каштелян (то есть военный начальник города) Иван Мелешко передал обители свою часть имения в 1618 году, а спустя два года другую его половину отписал монахам Даниил Солтан.
К тому времени Жировичский монастырь попал в униатское пленение. Руку к этому приложил канонизированный в 1867 году Ватиканом Иосафат Кунцевич, пламенный поборник унии. Православные не случайно называли этого человека «душехватом» — к принятию унии он склонил очень многих, действуя где кнутом, где пряником. Склонил в том числе и Солтанов с Мелешко. Он же оказался первым игуменом Жировичской обители, при нем очутившейся во власти базилиан. Произошло это в 1609 году. В 1628 году Папа Римский Урбан VIII утвердил устав Жировичского базилианского братства.
Более двух веков продолжалось пленение православного монастыря. С самого прихода в него базилиан он мыслился как главный центр распространения унии, чем и объяснялось пристальнейшее внимание, которое обращали на обитель польские власти. С 1644 года, после того как обитель посетил король Владислав IV, она превратилось в «королевское богомолье». Визиты польских правителей сюда продолжались до самых разделов Польши — в Жировичском монастыре побывали Ян II Казимир (к слову, даровавший Жировичам магдебургское право) в 1651 году, Ян III в 1683 году, Август III в 1744 году и Станислав Понятовский в 1784 году.
Разумеется, все это отражалось на внешнем облике обители — так, уже в 1639 году в ней было закончено строительство величественной каменной церкви. Особенно активное каменное строительство развернулось после 1661 года, когда польский сейм освободил монастырь от налогов, а сами Жировичи — от обязанности принимать на постой военных. Тому были свои причины — дело в том, что в 1655 году, в ходе русско-польской войны, московское войско разорило это место. Князь А.Н. Трубецкой тогда отчитывался перед царем Алексеем Михайловичем:
«В городе Слониме литовских людей, которых застали, посекли и город Слоним и слободы и Журавицкой унияцкой монастырь каменной город и около Журавицкого монастыря и костелы жгли и людей побивали».
Вообще, военные беды и верные их спутницы — эпидемии — не обходили обитель стороной. Следующее по времени разорение случилось в 1706 году; его «авторами» стали шведы, воевавшие с Россией. А через четыре года Жировичи опустошила моровая язва — согласно документальным источникам, тогда в живых в монастыре остался один-единственный монах, а погибло в общей сложности около 600 человек.
Впрочем, всякий раз монастырь быстро возрождался. Не последнюю роль в этом играло почитание Жировичской иконы Божией Матери, которое не исчезло в «греко-католическую» эпоху, а напротив, только возросло. В 1718 году в одном из римских монастырей был обретен чудотворный список с Жировичского образа, что дало повод начать некоторые официальные мероприятия по признанию и подтверждению существующего почитания иконы. В 1726 году папский капитул, по исследовании двухсот чудес от Жировичской иконы Божией Матери, принял решение о ее короновании, которое и состоялось 8 сентября 1730 года. Киевский униатский митрополит Афанасий Шептицкий возложил на икону присланные из Рима золотые короны. Торжества, сопутствующие этому событию, посетили около 140 тысяч человек.
В 1795 году Жировичи, по итогам третьего раздела Польши, вошли в состав Российской империи. Значение Жировичского монастыря для России в 1802 году подчеркнул молодой император Александр I, посетив знаменитую обитель. Тем самым в ее истории была открыта новая страница. С конца 1820-х годов стараниями епископа (тогда еще униатского) Иосифа (Семашко) велась кропотливая работа по подготовке возвращения униатов в лоно Православной Церкви. По сути, базилианский монастырь в Жировичах оказался упразднен уже в 1828 году, когда на его территорию перебралась кафедра литовских униатских епископов, а соборный храм получил статус кафедрального.
Давно ожидаемое православными событие произошло в 1839 году — 12 февраля Полоцкий собор униатского духовенства принял акт о присоединении униатов к Православию. Центр новообразованной Белорусско-Литовской епархии оставался с Жировичах еще несколько лет после этого — до тех пор пока в 1845 году владыка Иосиф (Семашко) не принял трудного решения о переносе кафедры в Вильну с целью дальнейшего распространения православной веры среди местного населения.
Тогда же Жировичский монастырь официально причислили к II классу со штатом в 16 человек и годовым содержанием в 2 200 рублей. К сожалению, в связи с этими событиями оказалось практически уничтожено богатейшее монастырское собрание рукописей и книг, часть которых попала в Вильну, часть — в Петербург, а часть (в основном униатская литература) — была попросту сожжена. Не хватало средств и на содержание в должном порядке монастырского архитектурного ансамбля. Возглавивший в 1852 году Жировичскую обитель архимандрит Николай (Редутто) нашел выход, обратившись в 1865 году в печати с «Воззванием настоятеля с братиею Жировицкого монастыря к усердию благотворителей». В результате необходимая сумма была собрана, и до конца 1860-х годов монастырские здания подверглись капитальной реконструкции и обновлению.
Несколько последовавших за этим десятилетий спокойного существования обители прервала Первая мировая война. Монастырский архив и святыни (и Жировичскую икону Божией Матери в том числе) заблаговременно эвакуировали в Центральную Россию. Это было разумное решение, учитывая то, что в ближайшие годы Жировичи, угодившие в самую гущу военных действий, несколько раз переходили из рук в руки, а строения обители оказались сильно повреждены и разграблены.
В 1921 году Жировичи отошли к возрожденной Польше. Польские власти организовали массированное давление на монастырь, принуждая православных иноков к совершению неканонических действий (в частности, к признанию незаконно созданной Польской автокефальной церкви) и буквально выживая их из родной обители. Поляки отобрали у монастыря часть строений с землями, превратили Крестовоздвиженский храм в католический костел и совершали попытки вообще передать монастырь католикам, чему воспрепятствовали многолюдные крестные ходы православных в обитель. К укреплению защитников монастыря в вере послужило возвращение Жировичской иконы Божией Матери (ее тайно вывез из уже большевистской Москвы архимандрит Тихон (Шарапов)). Но, конечно, положение монастыря было сложным.
В начале Второй мировой войны территории монастыря оказались на оккупированной немцами территории. Несколько монахов были расстреляны, а Явленская церковь использовалась как склад боеприпасов. Однако, благодаря вмешательству высших церковных чинов, немецкие оккупанты вскоре покинули территорию Жировичского монастыря. В 1945 г. часть зданий заняли под сельскохозяйтсвенный техникум. Однако, том же году в Жировицком монастыре были открыты богословско-пастырские курсы, которые в 1947 г. Были преобразованы в Минскую Духовную семинарию, в 1963 году ее закрыли, а часть монастырских строений отвели под больницу. Восстановление семинарии произошло только в 1989 году.
Чудотворная икона сохранилась по сегодняшний день. И каждый желающий может поклониться ей и изложить свою просьбу. Говорят, что она помогает при различных недугах, в том числе и неизлечимых. Также в Жировичах расположен чудотворный источник, куда каждый желающий может окунуться и приобрести сил и здоровья.
В настоящее время, на территории Жировичской обители расположены: мужской монастырь, духовная семинария, 5 действующих церквей и хозяйственные постройки. Также имеются сад, огород и пасека, которые и снабжает провизией обитателей обители. Монахи и семинаристы находятся на собственном обеспечении, выращивают себе продовольствие, пекут хлеб, осуществляют мелкий и не очень ремонт по мере надобности.
Каждый страждущий может приехать в Жировичский монастырь, отдохнуть душой и помолиться. Здесь же располагается гостиница, где человек может пожить определенное время. Но только мужчины смогут ночевать на территории обители, поскольку здесь находиться именно мужской монастырь, а для женщин есть помещение за пределами обители.