Костел Святого Николая крестителя в Камаях

Костел Святого Николая крестителя в Камаях удивительный и редкий образец оборонительных католических костёлов Беларуси.
История местечка Камаи и его владельцев
Камаи – небольшое местечко. Деревня находится на берегу озера Камаи (малое), в восточной его части, что соединено протокой с другим озером Камаи (большим), из которого берёт начало река Камайка (длина – 51,6 км, правый приток р. Бирветы).
Существует мнение, что название деревни происходит от финского слова «катаи», обозначающего разный хлам, бурелом. Возможно, после какого-то стихийного бедствия берега озера и речки были завалены буреломом, что и послужило причиной появления такого названия у поселения. У этой версии есть и материальное подтверждение: в довоенное время (до Великой Отечественной войны) на дне русла Камайки находили 12-метровые стволы мореного дуба-топельца.
Люди на Камайщине появились давно. Об этом свидетельствует древнее городище (VII в. до н.э. – I – IV в. н.э.) на левом берегу р. Камайки.
В начале XVI века Камаи впервые упоминаются в письменных источниках как владения сына Юрия Фёдоровича Пронского и княгини Саламерецкой – Глеба Юрьевича Пронского, бобруйского наместника, посла в Золотую Орду.
Когда в 1513 году во время битвы с татарами под Минском Глеб погиб, Камаями стала владеть его вдова, а с 1533 года – его сыновья Андрей и Семён. Семён Глебович принял каталицизм, занимал видные государственные посты: винницким старостой, киевским воеводой.
С 1572 года Камаями владел Александр Семёнович Пронский (1550 – 1595). Молодые годы его прошли при дворе французского короля Карла IX. В Великом княжестве Литовском (ВКЛ) занимал должность луцкого старосты, принимал участие в Ливонской войне (1558 – 1582 гг.). Будучи послом на Сойме, отстаивал суверенитет ВКЛ в составе Речи Посполитой. В 1575 году поддержал избрание на трон королём Речи Посполитой Стефана Батория. Под воздействием Реформации перешёл в кальвинизм. Содействовал распространению последнего на Камайщине, но по-видимому, среди крестьян кальвинизм не нашёл отклика, скорее, наоборот, потому что сегодня в этой местности слово «кальвин» звучит как оскорбление.
В 1572 году Камаи приобрёл Томаш Рудомино-Дусяцкий, а в 1592 году деревня стала владением браславского воеводы Яна Рудомино-Дусяцкого. Это был самый деятельный из Рудомино: при нём в местечке выстроили костёл, который и поныне впечатляет своими мощными круглыми башнями.
Костёл Иоанна Крестителя – памятник архитектуры нач. XVII века.
Костёл стоит в самом центре деревни на возвышении. Его возвели на перекрёстке дорог, на распутье, где в средние века сходились сразу пять направлений.
Костел Святого Иоанна Крестителя – уникальный храм. За свою 400-летнюю историю он ни разу не был закрыт! Кроме этого, в костеле хранится старейший орган Беларуси. Перед храмом обязательно обратите внимание на древний каменный крест, который уже не одно столетие охраняет покой костела.
Инициатором строительства католического храма в Камаях был владелец местечка Ян Рудомин-Дусятский. Строительство церкви велось в 1603—1606 годах, имя архитектора неизвестно.
Первоначально храм имел продольно-осевую композицию, был трёхнефным, четырёхколонным, нефы перекрывались крестовыми и звёздчатыми сводами (сохранились в апсиде). В 1643 году при храме был основан госпиталь. Во время русско-польской войны 1654—1657 годовхрам был сожжён русскими войсками, после пожара своды обвалились. При восстановлении колонны были разобраны, храм стал однонефным, основное пространство было перекрыто деревянным зеркальным сводом. После восстановления храма повторно освящён в 1673 году.
В ходе Северной войны (1700—1721) храм был обстрелян шведами из пушек и получил серьёзные повреждения. При восстановлении костёла в его стену были вмурованы шведские ядра. В 1726—1736 годах и в середине XIX века были выполнены росписи на сводах в виде гроздьев растений и цветов.
В 1778 году к храму с южной стороны была пристроена большая прямоугольная в плане часовня с криптой, перекрытая цилиндрическим сводом. В 1861 году храм был реставрирован и незначительно перестроен.
В 1915 году священником церкви Иоанна Крестителя в Камаях служил белорусский поэт Казимир Сваяк.
Костёл Иоанна Крестителя — один из крайне немногочисленных католических храмов Белоруссии, который не закрывался никогда с момента основания (исключая периоды восстановления и реставрации). Храм непрерывно действовал даже в советский период. Некоторые источники связывают это с хорошим отношением властей к настоятелю храма, который во время войны спас от немцев известного партизана.
В 2007 году ураганом была повреждена одна из башен. В 2010—2011 годах проходила капитальная реставрация всего храма.
Архитектура костёла в Камаях
В архитектуре церкви Иоанна Крестителя реализованы приёмы и формы оборонительного зодчества, готики и ренессанса. Неф в плане близок к квадрату, к нему примыкает обширная полукруглая апсида и небольшая ризница.
Главный фасад фланкирован двумя цилиндрическими башнями с круглыми амбразурами. Башни (их высота 16 м, диаметр свыше 5 м), толщина стен (до 2 метров), а также общий монументальный характер всего сооружения, говорят о том, что храм служил и целям обороны.
Внешний облик церкви совершенно лишён декоративных элементов. Единственным украшением являются четыре арочные ниши, расположенные в верхней части главного фасада.
Интерьер храма
Интерьер костёла лаконичен. Стены декорированы, своды раскрашены в технике гризайль. Основной мотив украшения свода алтарной части – сочная ветвь, которая почти целым ковром оплетает картуши и медальоны с монограммами или символами. Плафон основного помещения храма разукрашен в виде рамы, вокруг которой гирлянды из плодов и цветов. Существует версия, что роспись храма выполнена Альфредом Ромером.
В костёле 4 деревянных резных алтаря. Наиболее интересен в декоративном оформлении центральный двухярусный алтарь второй половины XVII века. Основу его первого яруса составляют четыре колонны коринфского ордера. Между ними в нишах деревянные полихромные скульптуры апостолов Петра и Павла. Изображения скульптур на редкость выразительны и динамичны. У апостолов широко раскрыты глаза, у Петра оттопырены уши, у Павла приоткрыта нижняя губа. Линейные очертания фигур спокойные и строгие. Эти скульптуры ориентированы на народный вкус. На уступах карнизов фигуры Святых Елены и Огнешки.
В центре алтаря – икона «Матери Божьей с ребёнком», установленная в 1610 году. Согласно инвентарю XVIII века икона обозначена как чудотворная. До недавнего времени икона была в серебряном окладе, но в 1996 году оклад украли, а икона была отдана на реставрацию; после этого она была возвращена в немного другом виде.
Во втором ярусе алтаря находится икона Иоанна Крестителя, имя которого носит костёл. Завершает центральный алтарь горельефная композиция с изображением бога Саваофа в облаках. Ордерные элементы алтаря раскрашены под розовый мрамор, орнаментальная резьба позолочена. Розовый мрамор, позолоченная орнаментальная резьба, полихромные скульптуры в совокупности создают колоритную торжественную композицию. Работа над скульптурным ансамблем была завершена в 1726 году, о чём свидетельствует плита в алтаре с датой его освящения.
Над входом на хорах – старинный орган, подаренный костёлу на 300-летие со дня его основания.
В интерьере храма выделяется главный алтарь (2-ая половина XVIII века). Алтарь двухярусный, его основу составляют 4 коринфские колонны, между ними в нишах первого яруса находятся деревянные статуи святых Петра и Павла (начало XVIII века). В центре алтаря в восьмигранной резной позолоченной раме расположена икона Матери Божьей начала XVII века (вероятно создана в& 1610 году в Кракове). Икона почитается верующими чудотворной. Ранее её украшал серебряный оклад, но в 1995 году он был украден. На втором ярусе алтаря — живописное изображение Крещения Господня, венчает алтарь резное изображение Господа Саваофа.
При внесении в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь специалисты насчитали в храме 118 предметов исторической ценности. Среди них выделяются икона Матери Божьей, алтарные деревянные статуи святых Петра и Павла, орган конца XVIII века, картина «Иисус и сирота» (XIX век) авторства Альфреда Ромера и многие другие. В храме хранятся частицы мощей святого Казимира и святого Станислава. В крипте находятся захоронения ошмянских маршалков.
Каменный крест Камайского костёла
Рядом с костёлом находится старинный каменный крест XV—XVI веков, высеченный из гранитного валуна. Высота креста — 2,5 м, ширина перекладины — 1,88 метра.
В средине креста — треугольная ниша для распятия. На северной стороне креста ниже перекладины ранее была высеченная буква «В». На западной стороне креста под треугольным углублением (36х56х10 см) четыре ряда еле заметных знаков.
40 сантиметров ниже высечен круг (9 см), над которым знак в виде зонтика высотой 9 см. Над углублением сохранялись буква и цифры: «R 1803», что может означать год установки этого креста, приуроченной к 200-летию начала строительства костёла в Камаях.
Крест высечен из местного крупного валуна розового гранита рапавики, который содержит кристаллы полевого шпата в виде вкраплений размером от 1 – 1,5 см в поперечнике, а также множество кристаллов мусковита.
Легенда утверждает, что этот крест – окаменевший крест верхнего купола костёла, который провалился под землю, спасая людей от врагов.
Почитание камней на Беларуси – явление древнее и распространённое у многих народов. В обычных камнях вместе сходились и природа, и история, и культура.