Костел Троицкий Глубокое Витебская область

Костел Троицкий в городке Глубокое, Витебская область (1782, 1908) – памятник архитектуры позднего барокко, который поднимает свои башни в небо прямо напротив брата-близнеца – православного собора Рождества Пресвятой Богородицы. Архитектурная доминанта города Глубокое. Богослужения в Троицком костеле не прерывались никогда с самого основания храма.
У каменного костела имелся деревянный предшественник. Согласно документальным свидетельствам, католический приход в Глубоком основал все тот же Иосиф Корсак: датируют это событие разные источники по-разному, указывая даты в промежутке 1628—1642 годов. Приходу понадобился собственный храм, вскоре выстроенный в дереве кармелитами по требованию Корсака. Правда, простоял тот костел недолго — уже в 1654 году он оказался сожжен в ходе русско-польской войны, когда русские войска, разгромив противника под Глубоким, захватили местечко, пленив местный гарнизон.
Новый этап в истории Троицкого костела начался во второй половине XVIII столетия. В 1764 году, по инициативе ксендза Антония Ещолта, здесь приступили к возведению каменного храма. Строительство затянулось; лишь в 1783 году виленский епископ Петр Точиловский освятил здание. Размерами храм воображение не поражал, но оформлен был вполне выразительно. Он представлял собой однонефное сооружение с двумя невысокими башнями, тремя алтарями и подземным склепом. При костеле позже устроили госпиталь, богадельню, сад и огород.
Известно, что по состоянию на 1851 год Троицкому костелу принадлежал фольварк Дмитриевщина со 149 душами.
В 1870-х годах, при передаче кармелитского монастыря православным, католические святыни обители попали как раз в Троицкий костел: сюда перенесли алтари и иконы. Места было явно мало, да и «скромный» вид храма теперь не соответствовал его центральной роли в жизни местных католиков. Встал вопрос о расширении и перестройке Троицкого костела. Эти работы велись в 1902—1908 годах.
Что изменилось по окончании реконструкции? А многое. Одноярусные прежде башни подросли на два яруса, добавив всему зданию устремленности ввысь; появились две боковые пристройки, превратившие однонефный храм в трехнефный; фасады украсились фигурными фронтонами. Это была попытка стилизации под виленское барокко, и попытка — признаем это — удачнейшая: храм, ставший настоящим украшением Соборной площади, смотрится словно творение легендарного Глаубица; двадцатый век в нем совершенно «не слышится».
Кстати, на одной из колонн перестроенного костела, освященного в 1908 году ксендзом Яном Курчевским, красовался портрет Иосифа Корсака, не непонятным причинам выставленный на продажу в Варшаве в 1935 году.