ЛЕГЕНДА ПЕРВАЯ
О том, как маленькое облачко может превратиться в грозовую тучу
В самом начале XIII века в Полоцк прибыли католические монахи. Правда, они отличались от простых монахов-францисканцев или бернардинцев, которых полочане видели ранее. Эти монахи выглядели скорее как воины, были одеты в плащи с красными крестами на плече. В Полоцк приехали крестоносцы. Предводитель направился к князю.
«Ваша милость, я слышал, что Вы -правитель христианский!» - сказал на приёме монах.
«Это правда»,- ответил полоцкий князь.
«Но в ваших владениях, на берегу Балтийского моря до этого времени живут язычники. Позвольте нам, слугам Христовым, крестить их».
«Почему бы и нет».
«Тогда позвольте построить там небольшую церковь. А чтобы нас язычники не обижали, разрешите нам построить маленький замочек»...
В итоге через несколько лет в месте впадения Двины в Балтийское море появилась «церковка» метров в тридцать высотой, которая сейчас называется Домским собором. А рядом был построен «замочек», башенок в двадцать. На берегу Балтики в начале XIII века возник город Рига, столица Ливонского ордена. Вслед за Ригой крестоносцы построили десятки новых замков. В Прибалтику начинают съезжаться искатели приключений со всей Европы. Полоцкие князья, наконец сообразив, кого они пригрели под боком, стали организовывать поход за походом на орден, но изменить ситуацию уже не смогли. На ближайшие 350 лет у наших земель появляется опаснейший противник.
С появлением ордена меченосцев (Ливонского ордена) изменилась ситуация во всём регионе. Полоцкие купцы, ранее свободно ездившие в Германские земли, Скандинавию, теперь были вынуждены платить немалые подати, проезжая через Ригу. В ходе усиления нового государства Полоцкое княжество стало быстро ослабевать.
В первой половине XIII столетия из-за Урала на Восточную Европу надвигаются полчища неизвестных ранее монголов. Племена скотоводов, выйдя из далёкой Монголии, на своих неказистых с виду коньках завоевали полмира: Китай, Индию, Среднюю Азию, Русь, прошли через Польшу, Словакию, Венгрию, Хорватию, напали на Италию. И никто не смог остановить хана Батыя, повелителя монголов. И когда перед Батыем затрепетала беззащитная Европа, вдруг из Монголии приходит известие, что там умер верховный повелитель, верховный каган. Хан Батый поспешил на выборы. Громадное войско, готовое растоптать Европу и дойти «к последнему морю», вдруг развернулось и пошло домой. Европа чудом не погибла.
В придачу ко всем бедам, постигшим нас в этот период, на западе появляется Тевтонский орден. Крестоносцы огнём и мечом начинают крестить язычников. Постепенно границы ордена стали приближаться к Неману.
С юга нам не дают покоя галицко-волынские князья. Из года в год Новогрудок, Брест, Пинск вынуждены платить дань князю из Галича.
И на этом невесёлом фоне вдруг стал подниматься именно Новогрудок. Город начал развиваться благодаря торговле, по Неману купцы свободно спускались в Балтийское море. Кроме того, после нашествия на Русь монголов в окрестностях не разорённого Новогрудка появилось громадное количество беженцев. Через несколько лет они здесь обжились, новогрудское княжество стало заметно сильнее. Новогрудку захотелось свободы.