ЛЕГЕНДА СЕДЬМАЯ
О том, как Литовское княжество стало окончательно независимым благодаря жадности галичан
Через два года украинский летописец написал, что в Литве стал княжить Тройдень, убийца, кровопийца, человеконенавистник, с которым не сравнится даже Нерон. Понятное дело, чтобы удостоиться подобных эпитетов, человек должен сильно постараться. И Тройдень старался. Почти каждый год его войска сходились в бою с отрядами галицкого князя, мстя за Войшелка, добывая себе и своим близким дорогою ценою свободу. Что цена была высокая, говорит тот факт, что в войне со Львом погибли два родных брата Тройдзеня. Дело приближалось к решающей битве...
В 1274 году после захвата Тройденем города Дрогичина-Надбужского на Литву двинулось громадное войско: татарские тумены, полки галицко-волынских князей, киевляне, черниговцы, смоленцы. Лев был полон одним ударом покончить с Тройденем!
Подойдя к Новогрудку, татары и галичане стали лагерем недалеко от города, ожидая подхода остальных сил. И тут украинцы не выдержали: в одну из ночей они разорили новогрудские предместья. Наутро татары, увидев дым над городом и разграбленные предместья, просто взвыли от ярости: они-то пришли не просто замковые стены добывать, а повоевать, чтобы вернуться с богатой добычей. А здесь галичане их обогнали. Татарское войско развернулось и пошло в степь. Галицкий князь, немного постояв, вынужден был отправиться вслед за союзниками.
Зимой 1277 года союзное татарско-украинское войско снова вторглось в пределы Новогрудского княжества, только на этот раз галицкое войско вёл сын Льва, сам князь сослался на то, что он сильно болен. Но сына князя, как два года назад и самого князя, подвела жадность. Он решил, что татары дойдут до Новогрудка раньше, и к пришествию галицкого войска уже возьмут замок. Такая перспектива ему не очень нравилась, и свои войска сын Льва повёл на Волковыск и Гродно. Волковыск взяли быстро, а вот под Гродно начались проблемы. Было несколько приступов - гродненцы их легко отбили. В придачу ночью гарнизон города сделал вылазку, да такую удачную, что сын галицкого князя улепётывал от нападавших босиком по снегу в ночной рубашке.
На следующее утро галичане в ярости трижды шли на штурм, и трижды штурм захлёбывался. В результате галицкое войско отошло от Гродна и двинулось к Новогрудку. Когда татары узнали про проделки галичан под Гродно, они развернулись от Новогрудка и, как несколько лет назад, пошли в степь, так и не взяв свободолюбивого города. Это был последний поход галичан на наши земли, после этого Новогрудок окончательно сбросил с себя позорное ярмо, Литовское княжество окончательно приобрело независимость.
Однако расслабляться было рано, поскольку к границе Великого княжества Литовского стал подбираться более грозный враг, Тевтонский орден. Князь Тройдень так и не рискнул открыто напасть на крестоносцев, зато взялся громить орденских союзников, Польское королевство и Мазовецкое княжество.