Максим Богданович биография кратко

Максим Богданович, его вклад в белорусскую литературу порой сравнивают с вкладом А. С. Пушкина в русскую или Тараса Шевченко — в украинскую.
Максим Адамович Богданович родился 27 ноября (9 декабря по новому стилю) 1891 года в Минске. Прадед поэта по материнской линии был православным священником, дед — мелким чиновником. Отец Максима Адам Егорович служил учителем. Он пережил сына, впоследствии написав его биографию. У Максима было два брата — Вадим и Лев.
В переездах
Когда ребенку исполнилось всего несколько месяцев от роду, его отца перевели в Гродно. Здесь мальчик впервые приобщился к книгам. Адам Егорович был великим книголюбом, собирателем белорусского фольклора. В доме имелась богатая библиотека. Первыми книгами маленького Максима стали «Букварь», «Детский мир» К. Ушинского и написанное по-белорусски «Родное слово».
Мальчику не было и пяти лет, когда от туберкулеза скончалась его мать. После потери супруги Адам Егорович с сыновьями переехал из Гродно в Нижний Новгород. Здесь он, к слову, познакомился с Горьким — буквально накануне оглушительной всероссийской славы последнего. В Нижнем в 1902 году Максим Богданович пошел в первый класс гимназии. Тогда же он написал свои первые стихи на белорусском языке.
В 1905 году, когда в России полыхала революция, начинающий поэт примкнул к одному из революционных гимназических кружков — вся молодежь тогда куда-нибудь «примыкала». Спустя два года Адама Егоровича перевели в Ярославль. Увы, чахотка не оставляла семью: в 1908 году от нее умер брат Вадим, заболел туберкулезом и Максим. Поправиться ему помогла поездка в Ялту.
Большая поэзия

Учась в гимназии, юноша много занимался литературным трудом. В 1907 году в белорусской газете «Наша нива», издававшейся в Вильне, вышел первый его рассказ — «Музыка». Минуло два года, и свет увидел сборник «Из песен белорусского мужика». Дома Максим разговаривал исключительно по-белорусски, чему удивлялись даже его близкие.

Богдановича всегда невероятно тянуло на родину. По окончании гимназии в 1911 году он несколько месяцев провел в Вильне, считавшейся тогда центром белорусской национальной жизни, и в местечке Ракутевщина под Молодечно. Впоследствии поэт с удовольствием вспоминал о поездке — ведь именно она навеяла ему образ слуцких ткачих, описанных в одноименном стихотворении — много лет спустя оно превратилось в песню, которую исполнял вокально-инструментальный ансамбль «Песняры».
Желавшего изучать историю родного края Богдановича рекомендовали известному историку, профессору Петербургского университета Алексею Шахматову. Однако гибельный климат российской столицы совершенно не подходил болезненному юноше. К тому же отец настаивал, чтобы сын выучился на юриста. Пришлось Максиму против своей воли поступать на юридическое отделение ярославского Демидовского лицея.
В свободное от учебы время Богданович вел крайне замкнутый образ жизни. Он много писал, изучал иностранные языки, сотрудничал с рядом газет и журналов Петербурга, Москвы, Киева. Поэт оказался неплохим публицистом; не чуждый идее славянского братства, он написал брошюры «Угорская Русь», «Червонная Русь» и «Братья-чехи».
Верность Белорусскому слову

В 1913 году вышел единственный прижизненный поэтический сборник Богдановича — «Вянок» («Венок»), Он был первым белорусскоязычным автором, использовавшим такие поэтические формы, как сонет и рондель. Массу времени поэт отдавал переводу на белорусский язык мировой классики — древнеримских и польских поэтов, Генриха Гейне, Поля Верлена, А. С. Пушкина.

Богданович всеми силами пытался помочь выйти из подполья, на страницы книг, газет и журналов, белорусскому языку, белорусской культуре. Он занялся написанием истории белорусской литературы с древних времен до начала XX века. Его поиски нашли отражение в статьях «Глубины и слои», «Краткая история белорусской письменности до XVI столетия», «За сто лет. Очерк истории белорусской письменности», «Новый период в истории белорусской литературы».
Когда в 1914 году началась Первая мировая война, в Ярославле появилось немало белорусов — как раненых солдат, так и простых беженцев. Богданович старался общаться с ними как можно больше. Когда же в 1916 году по окончании Демидовского лицея появилась возможность покинуть Ярославль, Богданович немедленно ею воспользовался и перебрался в Минск. Здесь, в непосредственной близости от линии фронта, он работал в Комитете помощи жертвам войны.
Признание Максима Богдановича
А здоровье поэта становилось все хуже. В феврале 1917 года друзья и коллеги Богдановича собрали средства на его поездку в Крым. Понимая, что ему осталось немного, Богданович работал буквально на износ. В последний день жизни он дрожащей рукой правил стихи, продолжал составлять белорусский букварь. 12 (25) мая 1917 года в Ялте Максим Богданович скончался. Ему было всего 25 лет...
Друг поэта А. А. Титов написал тогда в газете «Голос»:
«Имея чуткую и отзывчивую душу, он невольно привлекал к себе каждого, его любили и уважали все, кто его знал: с ним не было весело, но было тепло, приятно поговорить и поделиться обо всем, что только лежит на душе... Он был одним из тех людей, которые горят, согревая жизнь и освещая путь другим, но мало заботясь о себе».

Похоронили белорусского поэта в Ялте на Аутском братском кладбище. На надгробии высекли его имя, дату смерти и строфу из сонета «Памiж пяскоу Егiпецкай зямлi». Многие его произведения удалось издать только после смерти писателя. Среди них — стихотворение «Пагоня», цикл «На тiхiм Дунае», а также «Макам i Магдалена», «Страцiм-лебедзь».
В 1981 году в Троицком предместье Минска, практически на месте не сохранившегося до нашего времени родного дома поэта, открылся Музей Максима Богдановича. На Рабкоровской улице, в доме, где некоторое время жил поэт, сегодня действует филиал музея под названием «Белорусский домик». Еще один филиал открылся в том самом местечке Ракутевщина под Молодечно, куда Максим Богданович приезжал в 1911 году.
9 декабря 1981 года, в день 90-летия поэта, перед Национальным театром оперы и балета состоялось торжественное открытие памятника Максиму Богдановичу. Классика белорусской литературы изобразили со скрещенными на груди руками. В правой руке он держит василек — цветок, воспетый им. В 2008 году монумент отправили на реставрацию, а на его месте устроили фонтан. В скором времени памятник обрел новое место в 150 метрах от прежнего.
За пределами Белоруссии поэзия Богдановича стала известна во многом благодаря знаменитому белорусскому вокально-инструментальному ансамблю «Песняры». Так, на фестивале «Песня-77» музыканты исполнили песню «Верашка», написанную на стихи поэта.