Оборонительный Пояс Брестской крепости

Содержание:
Артиллерия являлась главным оружием на полях сражений вплоть до начала Второй мировой войны. Метафора «бог войны» родилась не на пустом месте. Артиллерийские залпы порой решали как судьбу отдельных боев, так и судьбу крупнейших военных кампаний, в которые бывали втянуты великие державы.
Во второй половине XIX века на вооружении многих армий уже состояли нарезные орудия, заряжавшиеся не через дуло, а с казенной части, имевшие ствол из качественной стали, усовершенствованные прицельные механизмы и лафеты.
Брестская крепость, считавшаяся после постройки «первоклассной», к середине 60-х годов XIX века многое утратила в качестве стратегической единицы, а к середине 70-х стала явно устаревшей. Для новых орудий, многократно превосходивших гладкоствольную артиллерию в точности, дальнобойности и скорости ведения стрельбы, она была всего лишь огромной неподвижной мишенью.
Разумеется, двухметровой толщины стены так просто снарядам не сдавались, но что могли сделать обороняющиеся против навесного огня мортир и гаубиц? Цитадель легко простреливалась поверх невысоких стен опоясывающей ее оборонительной казармы. А старые подковообразные укрепления на Северном острове могли послужить для отпора неприятелю только в случае ближнего боя.
Военная элита России вынуждена была адекватно реагировать на вызовы времени. Тем более, позади была тяжело проигранная Крымская война. Оборонительный потенциал крупных крепостей было решено усилить за счет создания отдельных передовых укреплений — фортов. Таков был ответ.
Оборонительный пояс или система фортов Брестской крепости

В мае 1876 года в Брест-Литовск прибыла комиссия под председательством генерала Н.Н. Обручева, управляющего делами Военно-ученого комитета, для стратегического обзора местности. Военные инженеры наметили пункты для возведения вокруг Брестской крепости мощного оборонительного пояса. В нем предполагалась цепь фортов, расположенных по почти правильной окружности вокруг Цитадели. Полный обвод внешней оборонительной линии составлял свыше 30 километров.
18 ноября 1878 гола предложенный план усиления крепости был утвержден. С 1878 по 1888 годы, то есть, за десять лет, было построено девять фортов. Они строились на удалении 3,5 - 4 км от главной ограды крепости и на таком же расстоянии друг от друга. Все форты имели простое номерное обозначение. Впоследствии укоренилась традиция обозначать их римскими цифрами: от I до IX.
Так появился первый оборонительный пояс. Брестская крепость превратилась в крепость фортовую. На схеме форты, о которых идет речь, обозначены специальными символами.
Местность вокруг Бреста за несколько лет неузнаваемо преобразилась. Город, прежде окруженный обильной растительностью, характерной для речных пойм Средней Европы, очутился в центре бескрайнего ровного поля. Все перелески, рощи и прочие значительные зеленые зоны были начисто вырублены на расстоянии 5 километров от фронта фортов.
Форты пояса возводились из кирпича и обсыпались земляными валами. Строительство велось по типовым проектам, разработанным Главным инженерным управлением Генеральною штаба. Каждый форт поначалу мог вместить гарнизон численностью примерно 250 человек и до 20 орудий. Форты №№ I, II, III имели сухие рвы, остальные - рвы, заполненные водой.
Форты №№ I, II, III, IX были построены по типовому проекту 1874 года, незамысловато именовавшемуся «Укрепление № 2». Это - кирпично-земляное укрепление шестиугольной формы 300м x 150м с высотой вала до 8м. На валу размешались орудия, выкатываемые из кирпичных казематов, расположенных в валу. В тыльной, или горженой, части находилась казарма.
Интересно отметить, что брестские форты, как ни странно, вовсе не были точной копией друг друга. Военные инженеры, строившие эти укрепления, брали за основу типовые проекты, разработанные в Санкт - Петербурге, но, «привязывая» их к местности, постоянно вносили в них свои коррективы и предложения - нередко настолько талантливые, что форты превращались в совершенно уникальные военные объекты.
Необходимость изменения типовой конструкции фортов Брестской крепости

Опыт русско-турецкой кампании 1876- 1878 годов показал необходимость внесения изменений в типовую конструкцию форта, принятую 1874 году, с обязательным добавлением стрелковых позиций. Чисто артиллерийские укрепления не выдерживали штурма пехотными подразделениями врага если последние пересекали поле боя и оказывались в «мертвой» зоне обстрела, расчеты орудий не выдерживали близкой схватки и форт умолкал. В 1879 году в Главном инженерном управлении был разработан и утвержден новый проект форта, получивший название «Казенный двухвальный».
Эти форты на переднем низком валу (фоссебрее) имели стрелковую позицию, а в углах вала были устроены барбеты (особые площадки) для легких противоштурмовых орудий. Второй, более высокий вал, предназначался, соответственно, для основной артиллерии и разделялся казематированными и земляными траверсами. Рвы с каменными эскарпами (проще говоря, внутренними стенами) и контрэскарпами простреливались из капониров и полукапониров. Жилая казарма связывалась каменной потерной (Подземный коридор) с капонирами и казематами. Такое расположение, по замыслу военных фортификаторов, давало возможность организовать отличную внутреннюю оборону форта.
Форт V был сооружен именно по проекту 1879 года. «Казенными двухвальными» были также форты IV, VI, VII, VIII.
С 1833 по 1882 год на строительство и ремонт всех видов укреплений Брест-Литовской крепости было израсходовано из имперской казны около 14 млн. рублей. Это гигантская, по меркам эпохи, сумма.
До наших дней из укреплений первого пояса относительно хорошо сохранились пять фортов (I. V, VI, VII, VIII), от одного остались значительные руины (IV), от двух (III, IX) - только единичные казематы или небольшие фрагменты стен, каналов. Еще один форт (II) был полностью разрушен и исчез с лица земли. Форты, построенные в конце позапрошлого столетия, подверглись серьезной модернизации в начале XX века, при этом некоторые полностью утратили первоначальный облик. Наибольшую архитектурную первозданную целостность из сооружений первого пояса сегодня сохранили два форта: I и VIII.
Форты Брестской крепости расположение на местности история современное состояние и сохранность

Форт I расположен в деревне Козловичи. Специалисты оценивают его нынешнюю целостность на 80 %.
Объект представляет собой люнет - открытое с тыла долговременное оборонительное сооружение, состоявшее из одного или двух фронтальных валов (фасов) и боковых валов для прикрытия флангов. Во внутреннем валу встроены десять кирпичных казематов. Один из них - двухэтажный. В западной части внутреннего вала находятся две сквозные потерны (подземные тоннели). На валу расположены два кирпичных наблюдательных пункта, защищённых бронеколпаками. В начале XX века, когда происходила модернизация укреплений Брестской крепости, во внешнем валу форта I были также построены три бетонных каземата (впоследствии один был разрушен).
Форт II находился на северной околице брестского предместья Граево. От него, как уже упоминалось, ныне не осталось никаких следов.
Форт III, построенный по идентичному проекту «Укрепление №2». был очень похож на форт I. От него сохранились три каземата, расположенных на территории Брестского электромеханического завода (микрорайон «Восток», ул. Московская. 202). Форт почти не пострадал во время многочисленных военных действий, происходивших в регионе.
Летом 1915 года тут размешались подразделения 12-й роты и 19-я рота Брест-Литовской крепостной артиллерии. В землянках около форта располагалась 2-я рота 642-й пешей Волынской дружины 87-й бригады Государственного ополчения. Русские части в кампании 1915 года отступили, прихватив вооружение форта и оставив укрепления в целости.
Во время Второй мировой войны гитлеровцы, оккупировавшие Брест, окропили форт людской кровью, производя здесь в 1942-1943 годах расстрелы мирных жителей. После освобождения города в могилах между валами были найдены останки почти 1000 человек...
В 1963 году форт III был разобран в связи со строительством Брестского электромеханического завода. Как уже говорилось, остались только три каземата, которые теперь окружены современными постройками и используются под заводские склады.
Форт IV расположен в юго-восточной части Бреста (район «Южный городок»). Изначально он был похож на форт V (проект 1879 года), имел пятиугольную форму и фронт, развернутый на юго-восток. Как и «пятый», «четвертый» тоже модернизировался в 1910 — 1912 годах. Изменились его очертания, кирпичные стены были покрыты сверхпрочным бетоном. При отступлении царской армии в августе 1915 года (в форту дислоцировалась 6-я рота Брест-Литовской крепостной артиллерии) укрепление было взорвано саперами.
Сегодня на месте форта можно видеть участки рва, остатки вала с одним кирпичным казематом, часть бетонной потерны, часть горжевой казармы со «сквозником» и чуть-чуть брусчатки на въездной дороге. Специалисты считают, что все это — примерно 30% от былого оборонительного комплекса.
Форты VI, VII, VIII пережили бурный XX век гораздо удачнее других своих каменных собратьев. Их сохранность составляет 90 - 100%! Хотя сегодня они используются для ограниченной хозяйственной деятельности, эти объекты сами по себе можно рассматривать как своеобразные музеи под открытым небом.
Форты VI и VII находятся за Бугом, на территории гмины Тересполь Люблинского воеводства Республики Польша (в местечках Лобачев и Полятичи). В начале прошлого столетия эти объекты подверглись глубокой модернизации по аналоги и с фортом V.
Форт VIII — наиболее уцелевший из «могикан» XIX века. Он был сдан в 1890 году и с тех пор максимально сохранил черты первых кирпично-земляных фортов, хотя также подвергался обновлению.
В 1911 — 1914 годах под руководством инженер-капитана М. В. Мишкина здесь производились работы по бетонированию некоторых казематов, были также сооружены бетонированные убежища. Тем не менее, повторим, этот форт, имеющий классическую пятиугольную форму, является самым наглядным воплощением проекта под названием «Казенный двухпольный». Например, тут есть оригинальная кирпичная контрэскарповая стена.
В тыльной части форта - 10 кирпичных казематов для орудий. При частичной модернизации появились бетонированные потерны, а также двухуровневые (!) подземные галереи и многочисленные шахты.
Помимо отражения возможного наступления по фронту, в боевое задание форта входила зашита разросшегося железнодорожного узла Бреста. Однако в сражениях форт непосредственно не участвовал. В годы Первой мировой здесь размешался полевой госпиталь. Он был эвакуирован в 1915 году вместе с остававшимся в форту военным имуществом.
Форт VIII вновь обжили военные после 1939 года. Красная Армия, вышедшая на границу с Германией, остро нуждалась в казарменном и складском фонде, поэтому старые форты быстро обрели новых хозяев. В июне 1941 гола, в форту размешался 1-й батальон 455-го стрелкового полка. В течение первого дня войны красноармейцы вместе с пограничниками близлежащей заставы отбивали атаки врага, за тем отступили.
Сегодняшний адрес форта - улица Белорусская. Его бывшая территория арендуется частными предпринимателями.
Из других фортов Брестской крепости первого пояса па территории Бреста остались скромные фрагменты форта IX. Сейчас остаток кирпичного каземата и обводного канала находятся на территории агробиостанции Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина (ул. Шоссейная. 10 - между историческими слободками Граевка и Березовка).
При постройке форт выглядел люнетом-семиугольником, тут была казарма, соединенная с тремя большими казематами-убежищами, устроенными по внутреннем валу. При отступлении 1915 гола укрепление, сохранившее свой облик с 1888 года, было взорвано практически до основания.
Сегодня о бывшем оборонном оплоте, кроме вросшего в землю кирпичного бугорка и канала, напоминает небольшой белый домик XIX века, стоящий у входа на территорию агробиостанции. Вероятно, при строительстве форта в нем жила семья инженера, производящего работы.
Пояс фортов Брестской крепости послесловие

Завершая этот краткий рассказ о первом поясе фортов Брестской крепости, скажем, что все они сооружались и оснащались в соответствии с военной доктриной и военной наукой России конца XIX века. Главными соперниками империи в этой части континента традиционно выступали Германия и Австро-Венгрия. Именно поэтому идея цепи мощных крепостей, прикрывавших западное направление, так долго владела умами российских стратегов. Крепости, по их представлениям, «запирали» главные пути наступления, которые до поры до времени полностью совпадали с существующими стратегическими дорогами.
Брест-Литовская крепость, ценой больших усилий превращенная в фортовую, стоявшая на важнейшем перекрестке шоссейных и железных дорог, выглядела одной из самых неприступных преград для атакующих войск противника и, одновременно, одной из самых мощных тыловых баз для русской армии.