Парк Румянцевых Гомель

Парк Румянцевых Гомель

Площадь парка Румянцевых в Гомеле составляет в общей сложности 34 гектара. На его территории, разделенной надвое Лебяжьим прудом (все самое интересное — Петропавловский собор, дворец Румянцевых-Паскевичей, усыпальница Паскевичей и т. д. — расположено в южной части), произрастает около пяти тысяч деревьев. Это, по большей части, липы, березы, акации и клены — то есть деревья, характерные для своей местности. Но есть здесь и редкие в умеренных широтах гости, причем весьма древнего и в каком-то смысле благородного происхождения — например, гинкго двулопастный, чей род ботаники возводят к семенным папоротникам, давно вымершим на Земле.

Среди дерев, как местных, так и экзотических, бодро скачут белки. Никакого страха перед человечеством они не испытывают и не только подпускают к себе на непочтительное расстояние, но и сами преследуют двуногих, сбирая дань орехами и прочими беличьими лакомствами.

До того как Гомель стал имением Румянцевых, парка как такового не существовало. Был облагороженный лиственный лес, обозначавший границы усадьбы Чарторыйских и отгораживавший ее от нищих улиц местечка. При Румянцевых, одновременно с постройкой нового дворца, началось формирование парковой среды. Известно из переписки П. А. Румянцева, что он желал иметь у себе в Гомеле «хорошие виды, разные натуральные украшения, как дубравы и другого дерева лески и рощи, прудки, реки, речки».

Но настоящий свой вид парк получил лишь при Паскевичах. Первоначальными работами, проводившимися с 1845 года, руководил польский архитектор Адам Идзковский, видный представитель позднего классицизма. Он, пользуясь полным доверием И. Ф. Паскевича, взялся за парк всерьез и главной своей задачей видел сбережение и выявление особенностей местности, то есть руководствовался пейзажным принципом, характерным для садово-паркового искусства своего времени.

Паскевич хотел как можно скорее получить «готовый парк». Желание его входило в известное противоречие с законами природы: деревья растут долго. Обходя эти законы, в усадьбу везли не только молодые саженцы, но и вполне взрослые деревья. И спустя несколько лет парк уже кое-что собой представлял. Посетивший его в 1851 году ботаник Э. Ф. Рего писал:

«В парке замечательны превосходные хвойные деревья, особенно лиственницы и сибирские кедры. По всей территории парка высадили много экзотических растений, среди которых были гинкго двулопастный, дуб черешчатый гребенчатый, дуб красный. Князь Паскевич самолично привез дуб из Парижа. В парке высажено немало экзотических деревьев: пихта сибирская, орех маньчжурский, клен ясенелистный, рябина плакучая, яблоня Недзведского...»

Революцию и последующую советскую эпоху гомельский парк пережил вполне благополучно. Румянцевские и Паскевичские саженцы выросли. Теперь это — могучие тенистые деревья, возраст большинства из них перевалил за полтора столетия. Есть и совсем маститые старцы: два дуба, посаженные при П.А. Румянцеве-Задунайском, уверенно перешагнули двухсотлетний рубеж.

Городские парки Гомеля.


Саша Митрахович 14.12.2017 20:16

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча