Распятия в Софийском соборе Полоцка

На фото: Распятие из Софийского собора. На нем ноги Христа пробиты каждая отдельным гвоздем. Такие изображения в католическом искусстве встречаются гораздо реже, но они, как видим, есть.
Теперешний статус Софийского собора таков, что никаких святынь в нем, конечно, нет. Не приходится говорить и о древних реликвиях: все это пропало в минувшие века. Тем не менее в качестве экспонатов в соборе-музее представлены весьма интересные объекты — и, в частности, Распятия, относящиеся к униатскому периоду и дающие возможность рассмотреть связь грекокатолического церковного искусства с собственно католическим.
Декларативно Брестская уния представляла собой переход православной западнорусской Киевской митрополии в подчинение Папе Римскому с сохранением восточного (византийского) обряда. На деле чаемое идеологами унии единство конфессий (сочинение одного из главных насадителей унии иезуита Петра Скарги так и называлось — «О единстве Церкви Божией под единым пастырем») на территории Речи Посполитой достигнуто не было. «Настоящие» католики относились к униатам только лишь терпимо, считая их «недоверками»; не удалось ликвидировать и православие. А вот весь обиход церковной жизни греко-католиков постепенно «облатинивался». Их храмы с течением времени все более уподоблялись костелам по архитектуре и внутреннему устройству, церковное искусство ориентировалось на западные образцы.
Примером дрейфа в сторону католической изобразительной традиции могут служить предметы, представленные в качестве экспонатов в интерьерах Софийского собора, — скульптуры святых и, прежде всего, Распятия - Униатские кресты.
Отличия между Православным и Католическим Распятием

В первые века христианства крест обыкновенно изображался без распятого на нем Спасителя. Первые Распятия появляются в V—VI веках, а после XII века уже возможно проследить различия между Распятиями восточного и западного «стилей». К началу Контрреформации в Западной Европе (XVI век) они являлись — идеологически — полными противоположностями друг друга.
Для православного искусства характерно «безэмоциональное», символически-бесстрастное изображение распятого Спасителя. Он на кресте — и Распятый, и уже Воскресший. Крестом побеждена смерть, и Христос распростер руки, призывая «все концы земли» (Ис. 45, 22). Именно поэтому ладони Христа на православных Распятиях всегда изображаются раскрытыми.
Католическое искусство изначально стремилось к созданию чувственных образов (здесь имело бы смысл упомянуть об апофатизме и катафатизме, однако за недостатком места отсылаем интересующихся к соответствующим словарным статьям), и к XVI столетию это стремление нашло свое наиболее полное выражение. Широкое распространение в Западной Европе получают «Откровения» католической святой Бригитты Шведской (1303—1373), предельно натуралистично рисующие крестные страдания Спасителя:
«...когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты... Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты...»
Именно такими были католические Распятия: тело Господа изображалось бессильно повисшим на руках, окровавленным, исполненным смертной муки. Еще один признак католического Распятия — скрещенные и пробитые одним гвоздем ноги Спасителя — связан с тем, что в Риме хранятся три гвоздя, которыми именно, по утверждению католиков, и пригвоздили ко кресту Сына Божия, и отсюда постепенно проросла идея, что гвоздей было всего три. Но этот признак не является безусловно обязательным, встречаются (хотя и крайне редко) католические Распятия с четырьмя гвоздями.
По всем приведенным выше особенностям Распятия, находящиеся в Софийском соборе, принадлежат католической традиции. Исполненные в XVIII—XIX веках, они отчетливо демонстрируют полную латинизацию грекокатолического сакрального пространства к этому времени.