Петропавловский собор Гомеля история

Петропавловский собор Гомеля история

Петропавловский собор Гомеля благополучно пережил XIX столетие, а вот XX век поставил самое существование храма под вопрос. Несколько десятков лет он служил вместилищем для маятника Фуко.


Усыпальница Паскевичей, выстроенная в псевдорусском стиле, находится неподалеку от Петропавловского собора.Прошло менее двух лет с момента освящения Петропавловского храма до того дня, когда в нем упокоился прах его основателя: граф Н. П. Румянцев умер 3 марта 1826 года в Петербурге, но, согласно его завещанию, тело перевезли в Гомель и погребли в северной части храма.

Имение Николая Петровича Румянцева унаследовал его брат. Он заложил его, согласно воле покойного, в казну, а в 1831 году умер. Род Румянцевых пресекся. А 1837 году бывшее имение Румянцевых купил герой нового времени — фельдмаршал И. Ф. Паскевич-Эриванский.

Мало что менялось в Петропавловском соборе Гомеля при новом владельце и при сыне его — Федоре Ивановиче. Изменился его статус с 1872 года, когда он был утвержден собором. А спустя три года в нем освятили придел во имя святителя Николая, небесного покровителя Н. Ф. Румянцева. Уже этот факт показывает, сколь бережно и в некотором смысле даже трепетно относились Паскевичи к памяти храмоздателя.

Петропавловский собор Гомеля после революции

После революции Петропавловский собор некоторое время оставался действующим. Но бури нового времени не обошли его стороной. Первой «воспитательной мерой», примененной к нему «соввластью», было изъятие ценностей в пользу голодающих. Затем, в 1923 году, с легкой руки ГПУ создалась самостоятельная Гомельская епархия. С той же легкой руки она незамедлительно стала обновленческой, «живоцерковной». Естественно, кафедральный собор оказался в средоточии церковно-политических страстей.

В 1935 году собор обратили в отдел местного музея, и музейные экспозиции, носившие, по большей части, антирелигиозный характер (впрочем, тогда ведь и маятник Фуко считался почему-то зримым аргументом против христианства), находились в нем до 1941 года, когда, с началом войны, были эвакуированы.

Во время немецкой оккупации

Маятник Фуко в Исаакиевском соборе 1978 год.В пору немецкой оккупации, в 1942 году, на территории Белоруссии была организована так называемая «Белорусская Православная Автокефальная Церковь», а в ее составе — возобновлена Гомельская епархия. Функционирование этой умышленной церковно-территориальной единицы отладиться так и не успело. Приближался фронт.

Петропавловский собор между тем действовал уже с 1941 года. Отремонтированный усилиями верующих храм и даже надстроенный небольшой колокольней, «не трогали» до 1960 года, когда хрущевская антирелигиозная кампания достигла своего апогея. Гомельский собор следовало изъять у «захватившей его под молитвенные цели» общины и переделать «под планетарий и маятник Фуко». Последнюю литургию в Петропавловском храме отслужили 30 октября 1960 года. Утварь и некоторые иконы из него передали единственной действующей гомельской церкви — Никольской.

После закрытия собора прихожане не раз обращались к властям с просьбами о его возвращении, но вопль их оставался тщетным вплоть до 1989 года, хотя планетарий, таки открытый в храме в 1962 году, в 1985-м уже прекратил свое существование, а храмовое здание, будучи, по существу, брошенным, постепенно приходило в негодность.


В теперешнее время Петропавловский собор живет жизнью вполне обычного храма (за исключением того, что он является кафедральным для Гомельской и Жлобинской епархии). Но, для того чтобы началась эта «обычная жизнь», христианам Гомеля пришлось приложить немало усилий.

Возрождение Петропавловского собора Гомеля

Впервые о возвращении Петропавловского собора в Гомеле заговорили «вслух» в 1987 году. Тысячи подписей собрали верующие, написали сотни писем в различные инстанции. За возвращение собора высказывались и самые простые люди и весьма именитые. И вот, сопротивление было сломлено. В конце сентября 1989 года уполномоченный по делам религий передал верующим ключи от Петропавловского собора. Но прошло еще несколько месяцев, прежде чем здесь стало возможным совершить первую Божественную литургию. 7 января 1990 года, в праздник Рождества Христова, в храме Петра и Павла впервые за тридцать лет была принесена бескровная Жертва «о всех и за вся».


Саша Митрахович 14.12.2017 07:39
Загрузка...

Читать следующую статью

Архитектура гомельского собора Петра и Павла

Читать предыдущую статью

Петропавловский собор Гомель

Поделиться с друзьями:

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Loading...