Архитектура гомельского собора Петра и Павла

Замысливая строительство Петропавловского храма, граф Николай Румянцев вдохновлялся самыми высокими образцами классического стиля — соборами святого Павла в Лондоне и Казанским в Петербурге (а через него и римским собором святого Петра), а также парижской церковью святой Женевьевы (Пантеоном). Очевидно, что прямо воспроизвести в Гомеле Казанский собор не представлялось возможным. И дело даже не столько в средствах, в которых Румянцев был не слишком ограничен, сколько в неуместности подобной постройки в местечке, тогда «соломенном». Однако понимать, в каком направлении, в русле какой эстетики мыслил граф, необходимо.
И, конечно, Петропавловский храм, будучи умален и «усмирен» сравнительно со своими великолепными прототипами, все-таки выделялся на фоне «Гомеля вообще» (хотя Румянцев предпринимал довольно серьезные шаги и в смысле обустройства города, но усилиями и на протяжении жизни одного человека городского ландшафта не изменить). Впрочем, так и должно дому Божьему. Выделяться на фоне.