Князь Мстислав Владимирович Великий

Князь Мстислав Владимирович Великий

Содержание:

Рождение князя Мстислава Владимировича и княжение в Новгороде

«Он умел властвовать, хранил порядок внутри государства, и если бы дожил до лет отца своего, то мог бы утвердить спокойствие России на долгое время», — писал о великом князе Киевском Мстиславе Владимировиче Николай Карамзин в «Истории государства Российского». Князь Мстислав Владимирович Великий канонизирован Русской Православной Церковью в лике святых благоверных князей, это ещё один из длинного списка Святых России.

Князь Мстислав Владимирович, заложивший Никольский собор в Новгороде, родился в 1076 году. Правнук Ярослава Мудрого, он был старшим сыном князя Владимира Мономаха и его жены Гиты, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II, погибшего в 1066 году в битве с нормандцами герцога Вильгельма при Гастингсе.

Уже 12-летним отроком дед Мстислава, великий князь Киевский Всеволод Ярославич, послал его княжить в Новгород. Юный Мстислав Владимирович новгородцам приглянулся, и в последующие годы они дважды настаивали на его присутствии в городе. В 1095 году горожане «не захотели» «официально» назначенного Киевом Давида Святославича, попросив вернуть им Мстислава, княжившего в тот момент в Ростове. Второй случай еще показательнее.

В 1102 году великий князь Киевский Святополк Изяславич задумал, по праву старшего, забрать себе Новгород и посадить там своего сына. Новгородские послы, прибывшие в Киев, вели себя очень независимо — они заявили Святополку:

«Не хотим ни Святополка, ни сына его. Если же две головы имеет сын твой, то пошли его; а этого дал нам Всеволод, сами вскормили себе князя...»
Портрет Владимира Мономаха

Разумеется, у кандидата на новгородское княжение двух голов не было, и Святополк, после ожесточенных споров, смирился с волей новгородцев: Мстислав остался в Новгороде еще на пятнадцать лет.

Князь Мстислав Владимирович в борьбе за единство Руси

Не ограничиваясь исключительно новгородскими делами, князь Мстислав активно участвовал в общерусской политике.

Показательно его поведение в конфликте Владимира Мономаха со своим двоюродным братом — князем Олегом Святославичем, за неспокойный нрав и беды, принесенные Русской земле, прозванным в народе «Гориславичем». В 1094 году Олег, которому всегда казалось, что его «старшинство» ущемляют, отобрал у Владимира Мономаха Чернигов, а спустя два года захватил Ростов и Суздаль, при этом в сражении под Муромом погиб Владимиров сын Изяслав. Князь Мстислав уговаривал Олега, своего крестного отца, покончить дело справедливым миром, но, когда тот попытался вероломно напасть на него, разгромил Олегову рать и заставил дядю бежать. При этом он был против мести и просил своего отца, Владимира Мономаха, простить Олега Святославича. В знаменитое «Поучение Владимира Мономаха» включено письмо Владимира к Олегу с таким признанием:

«Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой, крещенный тобою, что сидит близко от тебя. Прислал он ко мне мужа своего и грамоту, со словами: „Договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут они пред Богом; а Русскую землю не погубим“. И, увидев смирение сына моего, сжалился я и, Бога устрашившись, сказал: „Он по молодости своей и неразумию так смиряется, на Бога возлагает; я же — человек, грешнее всех людей“. Послушал я сына своего, написал тебе грамоту...»

Следствием всего этого явился съезд князей в Любече в 1097 году, установивший, во избежание междоусобиц, принцип наследования: «Каждый да держит отчину свою». Спустя три года состоялся еще один съезд князей — в Уветичах, — осудивший Давыда Игоревича, который нарушил любечское решение.

В условиях постоянных половецких набегов княжеский мир был как нельзя кстати — он позволил сообща отвести половецкую угрозу. Мстислав Владимирович участвовал почти во всех походах на половцев, заслужив славу умелого и храброго военачальника. В 1129 году, уже будучи великим князем Киевским, он «загнал» половцев аж за Дон и Волгу — с тех пор степняки остерегались слишком уж тревожить и раздражать русских соседей.

«Ходил» Мстислав и на чудь, и в Литву. Эти вторжения во многом носили вынужденный характер — они требовались для обеспечения безопасности русских рубежей.

Мстислав Владимирович князь Киевский

В 1117 году Мстислав Владимирович покинул Новгород, оставив вместо себя своего сына Всеволода. Сам он, призванный отцом, который занял тогда великокняжеский стол, сел в Белгороде-Киевском, городке неподалеку от Киева, и стал соправителем Владимира Мономаха. А спустя восемь лет, после смерти Владимира Мономаха, Мстислав получил великокняжеский титул. Это была, кажется, единственная в истории Древней Руси передача великого княжения, обошедшаяся без споров и кровопролития. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» писал:

«Соперники не могли быть страшны Мстиславу при народном расположении к роду Мономахову, тем более что Мстислав походил во всем на знаменитого отца своего».

Еще большую народную любовь Великий князь Мстислав Владимирович снискал во время событий 1027 года, когда сын «Гориславича» Всеволод выгнал из Чернигова своего дядю — законного черниговского князя Ярослава. Духовенство умоляло Мстислава не проливать понапрасну христианскую кровь, и Мстислав оставил Всеволода в Чернигове, хотя потом до самой смерти плакал о том, что нарушил крестное целование на верность принципу наследования уделов.

Как Мстислав Владимирович стал Великим

Еще при жизни Мстислава Владимировича называли Великим — не по титулу великого князя Киевского, но по славным делам его. По смерти его, последовавшей в 1132 году, идея русского единства, к несчастью, потерпела крах, пав в борьбе княжеских самолюбий и в междоусобицах, погубивших Русь.

Князь Мстислав всегда исполнял завет отца своего, сохранившийся в «Поучении Владимира Мономаха»:

«Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога... А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».

Мстислав неустанно строил храмы: в 1103 году он возвел Благовещенскую церковь на Городище в Новгороде, для которой было создано знаменитое Мстиславово Евангелие; в 1113 году заложил Николо-Дворищенский собор; в 1116 году, в ходе реконструкции новгородского детинца, обустроил архиерейские палаты; тогда же по его приказу была заложена крепость в Ладоге (с 1703 года — Старая Ладога) с Георгиевским храмом; продолжал он церковное строительство и в Киеве, уже став великим князем Киевским.

Подобно своему отцу, имел князь и явные литературные способности: именно по его заказу и под его «доглядом» создавалась в 1118 году последняя, третья, редакция «Повести временных лет».

Князь Мстислав Владимирович Великий канонизирован Русской Православной Церковью в лике святых благоверных князей, Мстислав - значимая историческая личность России.


Саша Митрахович 09.02.2017 11:02

Мстиславово Евангелие

Мстиславово Евангелие

Для возведенной в 1103 году церкви Благовещенья на Городище князь Мстислав Владимирович не позднее 1117 года заказал Евангелие, которое было подготовлено писцом Алексой, сыном пресвитера Лазаря, и златописцем, автором миниатюр, Жаденом.

Образцом для этого Евангелия (его так и называют — Мстиславово) послужило Остромирово Евангелие середины XI столетия, откуда были скопированы миниатюры. Впрочем, «скопированы» — не вполне точное слово, потому что «копии» вышли достаточно «свободные», стилистически своеобразные, явно отступающие от византийского «канона».

Став в 1125 году великим князем Киевским, Мстислав Владимирович отправил своего тиуна Наслава с бесценным Евангелием в Царьград, где тамошние мастера богато украсили переплет. Имена Алексы, Жадена и Наслава сохранила для нас сама книга — по обычаям того времени, каждый из них оставил в ней свидетельство о своих трудах.

В 1551 году Иван Грозный приказал выполнить для Мстиславова Евангелия новый драгоценный оклад. Делали его новгородцы. По окончании работы царь вытребовал Мстиславово Евангелие в Москву, где вложил в кремлевский Архангельский собор. С 1917 года оно хранится в Историческом музее.

Мстиславово Евангелие объемом 213 листов относится к так называемым Евангелиям-апракос, для которых характерно не привычное для нас хронологическое расположение священного текста, а распределение его фрагментов в соответствии с недельными церковными чтениями. Именно с Мстиславова Евангелия делалось подавляющее количество списков XII—XIV веков. «Цену же Евангелия сего един Бог ведает...» — написал один из его создателей.


Саша Митрахович 09.02.2017 11:37

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча