«Стояние Зои»

В 1956 году случилось потрясшее весь Православный мир чудо, - «Зоино стояние».
В Куйбышеве (ныне Самара) работавшая на трубном заводе Зоя решила устроить вечеринку в Новый год вместе с друзьями. Верующая мать отговаривала ее от веселья в Рождественский пост, но Зоя не желала слушаться. Собрались гости, и лишь задержался жених Зои - Николай.
Включили музыку, начали танцевать, а Зоя осталась без кавалера. В отчаянии, она схватила икону Святителя Николая и вскричала: «Если нет моего Николая, потанцую со Святым Николой». Подруги стали ее отговаривать, но она ответила с вызовом: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» С этими словами она закружилась с иконой.

Внезапно в комнате послышался сильный шум, поднялся вихрь, блеснула молния, в ужасе гости выбежали. Зоя окаменела, похолодела, судорожно прижимая к груди икону Святителя. Ее ноги вросли в пол, и никто не мог сдвинуть ее с места. Однако Зоя оставалась живой: сердце ее билось, но, ни пить, ни есть она не могла. Вызвали врачей, но они не смогли вывести ее из оцепенения.
Горожане узнали о чуде и стали приходить посмотреть «Зоино стояние». Вскоре городские власти приказали перекрыть подходы к ее дому, выставив на охрану наряд дежурных милиционеров. Стали распространять «официальное опровержение», будто чуда никакого нет, как и не было. Те, кому удавалось подойти к дому, слышали, как по ночам Зоя причитала: «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!»
Обследование врачей засвидетельствовало, что, несмотря на окаменение тканей, - сделать укол не могли, ломались иглы, - у девушки не прекратилось сердцебиение. Пригласили священников, они читали молитвы, но тщетно попытались забрать икону из ее окаменевших рук.
В праздник Рождества Христова иеромонах Серафим (Полоз), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. Лишь вслед за этим священник смог взять икону из рук Зои и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день». Некий благообразный старец просил пропустить его за два дня до праздника Благовещения. Однако охрана ему отказала. Старец явился и в канун Святого дня, и вновь его не пропустили. Лишь в день праздника Благовещения его не задержали.
Охранники слышали, как старец спросил у Зои: «Ну что, устала стоять?» Через некоторое время, заинтересовались, отчего старец не выходит. Заглянули в комнату, а старца там не было. Верующие убеждены, это явился сам Святитель Николай.
Зоя простояла 4 месяца, 128 дней, до самой Пасхи, которая в том году была 6 мая (23 апреля по старому стилю). В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С пасхальной седмицы Зою отпустило, оцепенение прошло, ее уложили в постель. Однако она продолжала взывать и просила всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.
- Как ты жила? - спрашивали ее. - Кто тебя кормил?
- Голуби, голуби меня кормили, - отвечала Зоя.
Молитвами Святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи.
Чудотворную икону Святителя Николая перенесли в храм. Власти приказали убрать икону от притока паломников, желавших к ней приложиться, ее перенесли в алтарь.
Протоиерей Андрей Андреевич Савин, в то время секретарь Самарского епархиального управления рассказывает:
«При епископе Иерониме это было. Утром я увидел группу людей, стоящую возле того дома. А уже к вечеру толпа доходила до тысячи человек. Были выставлены патрули. Но людей сначала не трогали - видимо, сказывалось первое замешательство. Это уже позднее начали всех разгонять. Предлог обычный: „Нарушаете покой жителей, затрудняете движение автотранспорта“. Но толпа все равно росла как на дрожжах. Многие приезжали даже из окрестных сел. Народ, естественно, ждал от нас разъяснений, но ни один священник и близко к тому дому не подходил. Боялись. Тогда мы все ходили по „тонкой жердочке“. Священники были „на регистрации“ - их утверждал и смещал уполномоченный по делам религий — от исполкома. В любой момент каждый мог остаться без работы и средств к существованию. А тут такой прекрасный повод свести с нами счеты! Вскоре среди верующих прошел шепоток, что Зоя прощена и в день Святой Пасхи воскреснет. Люди ждали, надеялись. А по городу уже вовсю расхаживали отряды комсомольцев. Бойко „разоблачали“, уверяя, что были в доме и ничего не видели. Это все только подлило масла в огонь, так что и те, кто действительно не верил в чудо, под конец усомнились: „Наверное, все же народная молва права, хоть и не во всем; и в доме на Чкаловской улице все-таки произошло нечто удивительное - не сомневаюсь!“
Архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий утверждал:
«Свидетелями этого чуда были многие люди. Я узнал об этом в 1957 году во время учебы в семинарии. Сомнений не было никаких: это величайшее чудо! В то время, когда вера подвергалась гонению и поруганию от безбожных властителей, этот случай чудесного проявления силы Божией стал сенсацией. И не только для жителей Самары».
Чудо с Зоей стало уроком многим, как с благоговением следует относиться к святыне. Это урок и атеистам: ты можешь не верить, но святыню не тронь, иначе последует наказание! Игумен Герман, насельник Оптиной пустыни (в 1950-е годы он прислуживал в кафедральном соборе Куйбышева) рассказывал в 1989 году: «Чего не видел, о том говорить не буду, а что знаю, то скажу. Улицу оцепили, взяли подписку о неразглашении. Настоятелю собора позвонил уполномоченный и попросил объявить с амвона в ближайшее воскресенье, что никакого чуда нет.

Отец настоятель ответил: „Разрешите я поеду посмотрю и расскажу людям то, что видел“. Уполномоченный задумался на минуту и пообещал вскоре перезвонить. Повторный звонок раздался через час, и отцу настоятелю сказали, что ничего объявлять не надо».
По прошествии времени архимандрита Серафима Ракитнянского расспрашивали о его встрече с Зоей. Но он отказывался. Отец Зинон вспоминает:
«Еще в молодые годы, когда я ездил из Троице-Сергиевой Лавры к отцу Серафиму, как-то во время исповеди я спросил у него: „Он ли брал икону из рук Зои?“ Я слышал от многих об этом происшествии, но не знал, насколько оно достоверно, поэтому решил спросить. Он сказал, я буквально помню его ответ: „Не внемлите. Поскольку в народе было много разговоров, даже местные советские газеты не смогли обойти молчанием это чудо и попытались выставить его как „обман попов“».
Вскоре после этого случая отца Серафима осудили на три года, ему запретили рассказывать о взятии иконы у Зои. В Самаре написана икона Святого Николая Чудотворца с клеймами, повествующими о чуде, известном в православном мире как «Стояние Зои».
В 2009 году по мотивам данной истории был снят художественный фильм, режиссера А. Прошкина «Чудо».