Александр Васильевич Александров композитор автор музыки гимна России

Начало жизни композитора Александра Васильевича Александрова
Композитор Александр Васильевич Александров появился на свет в селе Плахине Рязанской губернии в крестьянской семье. Точная дата его рождения неизвестна — 1 апреля 1883 года то ли по старому стилю (13 апреля по новому), то ли по новому (20 марта по старому). Когда мальчику было восемь лет, семья переехала в Петербург, где его зачислили в хор Казанского собора. В 1897 году Александрова взяли в Придворную певческую капеллу, откуда спустя три года он вышел в звании регента хора.
Решив получить профессиональное образование, Александров поступил в Петербургскую консерваторию, но в 1902 году, захворав и не имея возможности содержать себя в столице, прервал обучение и отправился в село Бологое Тверской губернии. Там он служил регентом хора в церкви, а также преподавал хоровое искусство в железнодорожном и техническом училищах. В 1906 году молодой композитор переехал в Тверь, где организовал музыкальную школу. Тогда же он начал писать симфоническую поэму «Смерть и жизнь», завершенную 1911 году.
Первые произведения композитора Александрова
В 1909 году Александров совершил вторую «консерваторскую» попытку — на этот раз в Московской консерватории. И эта попытка оказалась успешной. Консерваторию он окончил сразу по двум классам— композиции (1913 год) и пения (1916 год). С 1918 года Александров начал преподавать в консерватории, четыре года спустя став профессором. Уже в дореволюционные годы он заявил о себе как о крупном композиторе, сочинив симфонию (1912 год), оперу «Русалка» (1913 год), сонату для скрипки и фортепиано (редакции 1913 и 1916 годов) и концерт для хора в четырех частях (1917 год).
Жизнь Александрова после переворота 1917 года
После октябрьского переворота 1917 года будущий автор гимна СССР не спешил примкнуть к большевикам. Напротив — с 1918 года он служил регентом хора храма Христа Спасителя в Москве. Главное его произведение этого времени — поэма для хора, солистов, оркестра и органа под названием «Христос воскресе». В некотором роде регентская деятельность композитора оказалась исторической: в 1922 году храм перешел к обновленцам,и хор в нем упразднили. Таким образом, Александров оказался последним регентом знаменитого собора — того собора, который в 1931 году был стерт с лица земли.
Композитор Александр Александров возглавлял кафедру хорового дирижирования Московской консерватории
По мере укрепления советской власти росла лояльность композитора по отношению к ней. В конечном счете, он сумел прекрасно вписаться в советскую действительность и добился «степеней известных», исправно и талантливо исполняя тогдашний «социальный заказ». В 1925—1943 годах он возглавлял кафедру хорового дирижирования Московской консерватории, в 1939 году вступил в ВКП (б).
Военно-патриотические песни Александра Александрова
Широкую известность принесли Александрову сочиненные им военно-патриотические песни. Среди них «Песня 2-й Приамурской дивизии» (1929), «Голубая ноченька» (1933), «Песня о военном комиссаре» (1938). Во время Великой Отечественной войны композитор написал ставшие воистину народными песни «Несокрушимая и легендарная» и «Священная война» — под звуки последней отправлялись на фронт миллионы солдат и офицеров.
Умер Александров 8 июля 1946 года во время гастролей его ансамбля в Берлине.
Александр Александров автор гимна СССР
Самое известное его произведение до сих пор звучит в России на всех официальных мероприятиях. В 1939 году он сочинил «Гимн партии большевиков» на слова В. И. Лебедева-Кумача. Спустя четыре года эта музыка с другим текстом (его написали С. В. Михалков и Г. А. Эль-Регистан) стала гимном Советского Союза. В 1955 году, в эпоху хрущевской «оттепели», текст с упоминанием Сталина упразднили. В 1977 году был утвержден слегка измененный Михалковым текст, соответствовавший тогдашнему партийному взгляду на историю.
Александр Александров автор гимна России
По удивительному стечению обстоятельств, в самом конце XX века возродились из небытия сразу две вещи, неразрывно связанные с именем Александрова. В 2000 году уничтоженный храм Христа Спасителя, где он когда-то служил регентом, буквально восстал из небытия — на прежнем месте. Нечто похожее произошло и с александровской музыкой гимна СССР — она стала музыкой гимна новой России. Таким образом, личность композитора в некотором роде превратилась в символ преемственности истории Российского государства.