Алексеевский монастырь Москва

В Красном селе располагается, наверное, самый «неприкаянный» из московских монастырей — монастырь Алексеевский. Трижды древняя девичья обитель меняла свое местоположение, и всякий раз — не от хорошей жизни...
Основали Алексеевский монастырь в XIV веке в районе нынешней улицы Остоженки — как раз там, где сейчас стоит возрожденный Зачатьевский монастырь. Алексеевскую обитель разоряли татары, било землетрясение, в 1547 году она сгорела и была переведена в Чертолье, выгорела в польское разорение, возродилась, выгорела в пожар 1812 года, возродилась... чтобы через какую-то четверть века быть снесенной — площадь Пречистенских ворот избрали местом для постройки храма Христа Спасителя (горькая ирония — храма-памятника победы в той войне, которая принесла обители последнее ужасное разорение).
Алексеевскому монастырю вновь пришлось переезжать — и он, уже с приставкой «Ново», возродился в Красном селе, где не просуществовал и ста лет. В 1930-е годы его закрыли и начали «оптимизацию» зданий под нужды победившего рабочего класса... Теплый собор во имя Алексия, человека Божия, переделали под дом пионеров. Летний Крестовоздвиженский собор поглотила пятиэтажка НИИ, в интерьерах которой еще кое-где различимы остатки внутреннего убранства храма. Больничную церковь Архангела Михаила разрушили, ее участок занимает жилой дом. Только кладбищенский Всехсвятский храм устоял, но само кладбище сровняли с землей, превратив в парк... Последнюю точку в разорении обители поставило сооружение Рижской эстакады — она перерезала монастырскую территорию пополам, окончательно похоронив надежду на восстановление в первозданном облике этого многострадального оплота православной веры...
Бывшее Красное, то есть красивое, село оставляет ныне тягостное впечатление. Древний район выглядит каким-то сплошным — шумным и неприветливым — транспортным узлом. Да так оно и есть — ведь здесь сошлись товарные депо, пассажирские платформы и тупиковые ветки трех железнодорожных сетей. Эта путепроводная какофония скрывается за парадным фасадом Комсомольской площади, больше известной в народе как «Площадь трех вокзалов»: это строгий Ленинградский — близнец Московского вокзала Петербурга; сказочно-романтичный Ярославский — самый загруженный вокзал столицы; и, наконец, экстравагантный Казанский, спроектированный А. В. Щусевым в те времена, когда он еще не задумывался о строительстве мавзолеев для почивших вождей.