Ансамбль в Коровниках

Ансамбль церквей Иоанна Златоуста и Владимирской иконы Божией Матери в Коровниках. Православные храмы России.
Храмовый ансамбль в Коровниках, Ярославль.
Ансамбль церквей в Коровниках принадлежат к одной эпохе, являются едва ли не самыми образцовыми представителями ярославского храмового зодчества. И, кроме того, и Толчково, и Коровники — слободы. Как рассказывают краеведы, на месте Коровницкой слободы когда-то давным-давно были выгоны, где пасли скот. Но к середине XVII века основное население ее составляли не скотоводы, а рыбаки, мукомолы, «кирпищники», гончары и — как в Толчкове — кожевники. Жили здесь и купцы. Как раз на купеческие деньги в 1649— 1654 годах и была построена церковь Иоанна Златоуста.
«Особенностью коровницкого храма, — пишет Ю. И. Шамурин о Златоустовской церкви, —является его богатейшая внешняя декорация, крайне характерная для ярославских церквей, и нигде, кроме „Ярославля — красного города“, не встречаемая. Роскошные крыльца, щедро разукрашенные стены, обилие изразцов, чудная обработка куполов, — все это делает церковь Иоанна Златоуста самым нарядным и в то же время самым характерным храмом ярославского зодчества. Здесь как нигде выступает народное понимание архитектурной и декоративной красоты, любящее обилие и отчетливость, увлекающееся сочными, немного кричащими сочетаниями».

Нужно сказать, что первоначальное убранство храма было весьма лаконичным. Представляя собой обычный для ярославской школы пятиглавый четверик с галереями и притворами, увенчанными шатрами (вспомним церковь Илии Пророка), он имел лишь один, но по-настоящему великолепный, декоративный акцент— изразцовый наличник окна центральной апсиды. Свой нынешний, «обильный и отчетливый», декор Златоустовский храм приобрел в 1680-е годы.
В 1669 году близ церкви Иоанна Златоуста выросла церковь Владимирской иконы Божией Матери. Свое предназначение — быть теплой церковью для жителей Коровницкого прихода —она реализовать не могла. Храм оказался слишком велик, для того чтобы его отапливать. Четверик пришлось разделить на два этажа. В нижнем устроили теплую церковь, а верхний служил просто чердаком.
В 1680-е годы ансамбль в Коровниках завершила шатровая колокольня, прозванная за свою высоту (37 метров) и стройность «ярославской свечой». Затем появилась еще и ограда с воротами, повернутыми к Волге. Вообще, весь храмовый комплекс ориентирован в большей степени на восприятие с воды, причем в сочетании с кафедральным собором, выстроенным на стрелке Волги и Которосли.
До революции церкви ансамбля были побелены. Краснокирпичными оставались лишь декоративные элементы — карнизы, колонки, наличники и т.д., что, конечно, придавало храмам еще более нарядности.
В храмах хранилось множество старинных икон и иных реликвий. Так, именно из Иоанно-Златоустовской церкви происходит образ Илии Пророка в Житии письма известного ярославского иконописца конца XVII века Симеона Спиридонова Холмогорца (всего сохранилось двенадцать работ мастера). Особой святыней прихожане почитали старинный «сребропозлащенный» крест со 140 частицами мощей.
А в 1658 году, во время страшного августовского пожара, в Златоустовский храм спешно «эвакуировали» мощи благоверных князей Феодора, Давида и Константина, покоившиеся в Спасском монастыре. Некоторое время, пока обитель восстанавливалась после пожара, мощи самых почитаемых ярославских святых находились в Коровниках.
В 1935 году оба слободских храма закрыли. В Иоанно-Златоустовском долгое время находился соляной склад, из-за чего была утрачена часть фресок, созданных в 1730-е годы артелью изографов под руководством уроженца Коровников Алексея Иванова Соплякова.

Окружение церквей трудно назвать удачным. Когда-то здесь была одна из богатейших ярославских слобод, а теперь это район, облик и атмосфера которого определяются присутствием СИЗО «Коровники», расположенным буквально в нескольких шагах от храмов Иоанна Златоуста и Владимирской иконы Божией Матери. Собственно говоря, тюрьма «Коровники» сама уже может претендовать на статус исторической достопримечательности. Первые ее корпуса выстроили в начале XIX века, а после революции через нее прошли многие из тех, кого сегодня Церковь чтит как новомучеников и исповедников. Мрачные стены тюрьмы помнят, например, архиепископа Илариона (Троицкого), священника Сергия (Мечева), митрополита Агафангела (Преображенского). Тем не менее соседство вяло реставрируемых церквей и тюремных корпусов производит гнетущее впечатление.