Архиерейский двор в Суздале

Архиерейский двор в Суздале

Первое и достоверное указание на строительство каменного здания на архиерейском дворе в Суздальском кремле находим во Вкладной книге Суздальского собора, в которой записано: «Лета 7067 (1559 г.) владыка Афанасий поставил на дворе теплую каменную церковь во имя Благовещения с такою же палатой...» Здание этой церкви в XVII в. было перестроено и в таком виде дошло до нас.

Во второй пол. XV в. оборонительные сооружения укрепляются и досыпаются.

Рассказ о Суздальском земляном городе, поданный в 1643 году Суздальским Архиепископом Серапионом и Спасо-Евфимиевским Архимандритом Иосифом с братией: «Старый острожный валъ на случай прихода воинскихъ людей годенъ, Суздальскимъ посадскимъ и уезднымъ людямъ въ осадное время занять его можно; а въ одинъ городъ, где теперь устроенъ острогъ, монастырямъ, посадскимъ и уезднымъ всякимъ людямъ вместиться нельзя, городъ не великъ, меньше острожнаго места землянаго валу, теснота будетъ большая. А въ прежнее время, въ смутные годы, по этому валу былъ острогъ, и Суздальцы, посадские и уездные люди въ городе и валу и въ остроге сидели, отъ приходу и отъ приступовъ воинскихъ людей не разъ отсиживались; а какъ острогъ сгнилъ, то и после того воинские люди приходили подъ Суздаль, и въ то время уездные люди сидели въ этомъ земляномъ валу, да въ Спасскомъ Евфимиеве монастыре, а иные жили по тесноте на посадахъ по слободамъ, а въ одинъ городъ вместиться было невозможно, а теперь уездъ сталъ многолюднее прежняго и впередъ этотъ валъ годится городу, онъ крепость великая, а безъ валу въ приходъ воинскихъ людей городу поруха большая, и людямъ сидеть негде».

В 1677 г. возводится рубленая сосновая стена с 15 башнями двумя проезжими и двумя пешеходными воротами. Проезжие ворота Ильинские, увенчанные двуглавным орлом, выводили из кремля на посад - Острог. Дмитриевские ворота были завершены изображением всадника на коне, через них проходила дорога на Владимир, через села Ивановское и Черниж. В воротах были спускные железные решетки и подъемные мосты. Пешеходные ворота Никольские (ныне к большому мосту) и Водяные на углу вала против Ильинской горы) вели к реке Каменке.

В центре кремля на площади, среди низеньких деревянных строений, возвышались каменные здания собора иархиерейских палат. Пять кремлевских деревянных церквей окружали старую вечевую площадь перед собором, на которой стояла «съезжая изба».
Около вала размещались осадные дворы крупных землевладельцев монастырей, бояр и князей Шуйских, Пожарских и других. Здесь же находилось 105 деревянных «жилецких» избушек с огородами, тюрьма, обнесенная тыном из заостренных бревен, и пороховой погреб.

В заливных поймах реки раскинулись обширные луга - луг Андреев (ныне Ильинский), луг Ворок, луг Болтоусов (за городской баней) - владения суздальского архиерея.
На заречной стороне перед кремлем располагались слободы и стороны: Дмитриевская, Борисоглебская, Иванова, Андреева, принадлежавшие также архиерею, и городская Пушкарская слобода. В них жили архиерейские дворовые, дети боярские и бобыли, работающие на своего правителя.

В низкой пойме, между Андреевским монастырем и Богоявленской церковью, по обеим сторонам, на излучине реки находилась Кожевенная слобода посадских людей.

За Кожевенной слободой, вверх по реке, на левом берегу, на горе и внизу разместилось пять монастырей: Покровский, Спасский, Александровский, Троицкий и Ризоположенский, на правой стороне Андреевский. Каждый монастырь имел свои слободы, в которых жили монастырские мастеровые, ремесленные и торговые люди.

В центре, между кремлем и монастырями, на широком плато стоял посад, в середине которого располагалась главная торговая площадь (где и теперь), окруженная кривыми улицами и переулками с деревянными строениями, и огородами посадских людей, ремесленников, бобылей и нищих. Среди этих строений высилось 11 деревянных церквей. На торговой площади находились таможня и «губная изба», амбары солодовые и торговый, «гостинный двор государев с рядами»: общим, мясным, рыбным, соляным и дегтярным и в них «290 лавок с полулавкою, да прилавок». Здесь торговали луком, чесноком, шубами, щепяным товаром, калачами, пирогами, киселем, рукавицами, горшками, хлебом, сапогами, скобами, хмелем, лаптями, рогожами, москательным товаром, пушниной, кафтанами и шапками, льном и крашениной, медом и другими мелкими товарами.

Посад был окружен земляным острожным валом с проезжими воротами - Красногорскими (по улице Красная Горка), Михайловскими, Васильевскими, Цареконстантиновскими, Ризоположенскими, Богоявленскими, Ильинскими, Варварскими. Главная улица шла из кремля берегом реки Каменки к Ризоположенскому монастырю (от нее осталась теперь только часть - Старая улица).

При выезде из Ризоположенских острожных ворот дорога шла прямо на Ростов и Ярославль, мимо Спасского монастыря. Поворот налево вниз от ворот (ныне по улице Крупской) вел на Москву и носил название «Стромынка». Через реку Каменку был брод, называвшийся Вознесенским (где ныне Покровский мост). За посадом находились монастыри и слободы с множеством церквей, некоторые из них к кон. XVII в. стали уже каменными.

Все деревянные укрепления Кремля сгорели в 1719 г.


Саша Митрахович 01.03.2016 11:53
Загрузка...

Читать предыдущую статью

Архиерейские палаты Суздальского кремля

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча