Архимандрит Нифонт

В поздне-советские годы ключевую роль в православной жизни Красноярска сыграл архимандрит Нифонт (Глазов). Выдающаяся личность Красноярска.
Архимандрит Нифонт (в миру Николай Глазов) родился 19 декабря 1919 года в селе Шумиха Кемеровской области. Крестьянский сын сначала окончил школу в Кемерове, потом там же — педагогическое училище и стал учителем географии. Выросши в благочестивой семье, Николай оставался верующим и посещал храм даже в самые страшные годы религиозных гонений в СССР.
В 1939 году молодого человека призвали в армию и отправили в Забайкалье. Демобилизоваться он должен был в 1941 году, но разразившаяся война спутала все карты: после военного училища он попал в самое пекло — на Курскую дугу. Командир зенитной батареи Николай Глазов показал себя прекрасным офицером, свидетельством чему — множество полученных им наград. На излете войны, весной 1945 года, в боях у озера Балатон в Венгрии, он получил тяжелое ранение, сделавшее его инвалидом на всю жизнь: Глазову перебило коленные суставы, и врачи вынуждены были удалить их, после чего ноги перестали сгибаться.
Дальнейшая биография боевого офицера оказалась нетипичной. Вернувшись в Кемерово, он возглавил церковный хор Знаменской церкви, а в 1947 году отправился в Киев, в Киево-Печерскую Лавру, где стал послушником. В 1949 году Николай принял монашеский постриг с именем Нифонт, а вскоре после этого его рукоположили сначала в иеродиакона, а затем в иеромонаха. В Лавре (как и в Сибири) отец Нифонт руководил хором.
Очередная волна гонений на Церковь со стороны светских властей началась в середине 1950-х годов, после небольшого периода относительной оттепели. В 1957 году регент лаврского хора иеромонах Нифонт был вынужден расстаться со ставшим ему родным монастырем.
Лишенный возможности жить в обители, инок озаботился духовным образованием и поступил в Саратовскую духовную семинарию, а по ее окончании, в 1961 году, стал студентом Московской духовной академии, откуда вышел еще через четыре года кандидатом богословия.
На дворе стоял 1965 год. Годом ранее от власти отрешили Н.С. Хрущева, патологически ненавидевшего Церковь, при новом генсеке Брежневе давление на верующих несколько ослабло, по крайней мере прекратились закрытия храмов, но говорить о существенном улучшении положения Церкви не приходилось — до конца 1980-х годов количество действующих храмов и монастырей оставляло желать лучшего, духовенство и активные прихожане фактически вычеркивались из общественной жизни, уполномоченные по делам религий обладали всей полнотой власти. На эти годы и выпал новый этап служения отца Нифонта — он стал главным хранителем еле теплившейся церковной жизни в Красноярской епархии.
После выхода из академии нового кандидата богословия направили в его родную Сибирь. Вскоре архиепископ Новосибирский и Барнаульский Павел (Голышев) назначил образованного монаха настоятелем единственной действующей в Красноярске Троицкой церкви при кладбище, а также благочинным церквей Красноярского края. Произошло это через несколько лет после закрытия кафедрального Покровского собора, совпавшего по времени со смертью архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), который так много сделал для возрождения церковной жизни на Енисее в военные годы.
Скромная кладбищенская церковь, получившая статус кафедрального собора, стала для отца Нифонта родным домом. Его боевое прошлое не однажды помогало ему в сношениях со светскими властями, ведь расцветавший в годы Брежнева культ памяти великой войны превращался в важнейший элемент официальной идеологии, заменившей религию. Впрочем, сам настоятель Троицкого собора никогда не акцентировал свой вклад в победу, тем более он не пытался «играть» на полученной в сраженьях инвалидности.
Как и партийные функционеры, вынудившие его покинуть Киево-Печерскую Лавру, иеромонах Нифонт хорошо понимал значение церковного хора для привлечения в храм верующих, особенно молодых, для которых эстетика богослужения значила много. Он прилагал все силы для того, чтобы хор в его храме всегда оставался на высоте, нередко сам вставал на место регента и даже писал песнопения. Он сохранил с лаврских времен богатую нотную библиотеку. Был он и прекрасным проповедником и искусным дипломатом, знавшим, что, когда и как говорить представителям власти.
В Троицком храме отец Нифонт служил двадцать лет, до 1985 года. Старые раны давали о себе знать, здоровье настоятеля пошатнулось, и, перешагнув шестидесятилетний рубеж, он вышел за штат, став простым прихожанином своего храма. Жил архимандрит Нифонт недалеко от Покровского собора, и, когда в 1989 году в нем возобновились богослужения, приходил туда почти ежедневно. Для молодых священников возрожденного собора он стал настоящим наставником, помогая советом, разбирая удачные и не очень места в их проповедях и делясь своим жизненным и священническим опытом.
Вернулся в поздние годы архимандрит Нифонт и к своей первой церковной «специальности» — вместе с настоятелем Покровского собора протоиереем Сергием Тимоновым он создал молодежный хор из студентов местного института искусств и нередко руководил им в качестве регента. Отец Нифонт прожил долгую жизнь. Он скончался в 2004 году в возрасте 85 лет и был погребен за алтарем Свято-Троицкого собора, в котором был настоятелем.