Исследования и многочисленные реставрации и архитектурные изменения в Вознесенской церкви села Коломенское

Исследования и многочисленные реставрации и архитектурные изменения в Вознесенской церкви села Коломенское

Содержание:

Первый ремонт церковь Вознесения в селе Коломенском пережила еще в 1570-е годы. Тогда переделали покрытие пола, и среди белых и серых плиток появились красноватые. Возможно, вместе с тем оказался утрачен пол на папертях. Если верить более поздним документам, касающимся первоначальной росписи, то она включала в себя образы Саваофа и святых — как вселенских, так и «московских». Вероятно, еще в XVI веке роспись претерпела изменения — во всяком случае, источники XVII столетия указывают на более раннее обновление «стенного письма».

Вид церкви Вознесения менялся и впоследствии. Царь Алексей Михайлович очень любил Коломенское. Здесь для него воздвигли дворец, который современники называли «восьмым чудом света». Обновляли и храм, где у царской семьи наверняка имелось специальное место для молитвы.

В течение XVII столетия обновили иконостас. Это потребовалось сделать из-за высокой влажности в никогда не отапливавшемся храме, из-за которой живопись приходила в негодность. К концу века бочковидную крышу сменила двускатная. Стены храма в ту пору украшали многочисленные фрески.

В XVIII веке значение церкви Вознесения снизилось. Столицу перенесли из Москвы в Петербург, дворец Алексея Михайловича разобрали. Императоры посещали Коломенское не так часто, как прежде, хотя такие посещения случались. Петр I в 1709 году остановился в селе после победы под Полтавой, а его дочь, будущая императрица Елизавета Петровна, родилась в Коломенском. В свою очередь, Екатерина II велела построить тут новый дворец. Его возведение велось во второй половине 1760-х годов. И тогда же, по всей видимости, имела место очередная перестройка храма.

Работами в Коломенском в 1766— 1767 годах руководил князь П. В. Макулов. Вероятно, он занимался и обновлением церкви Вознесения. В ходе ремонта сняли белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, возвели парапеты с ширинками. Пол храма стал кирпичным. На старых капителях XVI—XVII веков воздвигли новый кирпичный парапет.

Иностранцы восторгаются церковью Вознесения Господнего в селе Коломенском

История переустройства Вознесенской церкви продолжилась в первой четверти XIX века, в годы правления Александра I, который приезжал в Коломенское еще мальчиком. Он распорядился возвести на месте дворца Екатерины новый дворец. Стены церкви Вознесения украсила колерная архитектурная живопись. Выполненный тогда образ вселенских святых и московских чудотворцев по сторонам «царского места», по свидетельству очевидцев, представлял большую художественную ценность.

Очередной ремонт церкви пришелся на 1830-е годы, руководил им архитектор Е. Д. Тюрин. Согласно его предписанию от 1834 года, «имеющийся образ святых, написанный на стене паперти сверх места царского, сохранить во всякой целости, для чего заделать оный временно плотницкими щитами». Существовавший до того иконостас разобрали, заменив иконостасом из Вознесенского монастыря в Кремле. Позже восстановили иконостас XVII века с уцелевшими древними иконами. В 1836 году по проекту Тюрина над «царским местом» водрузили «бочку» с гипсовым орлом, закрывшую половину окна, а также установили кованую решетку и гипсовые детали на парапете.

Многочисленные ремонтные работы ничуть не умаляли достоинств храма. Напротив, они позволяли сохранять церковь в надлежащем виде, и ею были очарованы не только русские, но и иностранцы.

В 1866—1867 годах Вознесенскую церковь ждал новый ремонт, которым руководил архитектор Н. А. Шохин. В южной грани верхнего восьмерика пробили дверь, после чего была опровергнута легенда о существовании в этой части храма потайного помещения. Кроме того, вместо первоначальной белокаменной главы появилась более плоская металлическая, а с основания креста сняли лестницу, пропустив ее в только что сделанный пролом. Архитектор также заменил тянувшийся от северной до южной двери иконостас, вдвое сократив его ширину. Наконец, именно Шохин первым попытался произвести историко-архитектурную оценку церкви.

Эстафету работ в храме Вознесения принял архитектор Н. Ф. Кольбе. При нем в 1873 году реставрировали стены подклета, а полы на папертях выстелили большими белокаменными плитами. При этом использовали доски и брус от разобранного годом ранее дворца Александра I.

Роспись стен длительное время оставалась нетронутой. Однако в 1884 году рабочие скололи изображения святых. Стену обили цинковыми листами, после чего ее расписали маслом. Для тогдашней эпохи это, увы, была обыкновенная история. К примеру, масляная роспись в XVIII веке появилась и в Софийском соборе Киева, основанном за семь веков до того.


Саша Митрахович 10.02.2017 11:07

Исследования в церкви Вознесения в селе Коломенском

Исследования в церкви Вознесения в селе Коломенском

В 1911 году археолог и спелеолог Игнатий Стеллецкий, памятуя о том, что в Коломенском часто бывал Иоанн IV Васильевич, начал в подклете Вознесенской церкви поиски пропавшей библиотеки Грозного царя, знаменитой «Либерии». Но ее не нашли до сих пор — ни в Коломенском, ни где-то еще. А затем внимание вновь привлек сам храм.

Несмотря на бушевавшую Первую мировую войну, в 1914—1916 годах изыскали средства на проведение очередного «раунда» реставрационных работ в церкви Вознесения в Коломенском. Участвовавший в них юный архитектор Б. Н. Засыпкин, тогда еще учащийся Московского училища живописи, ваяния и зодчества, обнаружил крайне неприятную вещь: весь объем церкви оказался расколот осевыми трещинами на четыре блока. Данный вывод подтвердил спустя более полувека и другой исследователь памятника — архитектор С. А. Гаврилов.

В рамках ремонта удалось переложить шатер храма специально изготовленным большемерным кирпичом. Но одной лишь реставрацией тогда не ограничились. Тот же Засыпкин впервые провел археологическую разведку местности, обмерил памятники, сфотографировал детали. В 1915 году он описал ценнейшие архитектурные детали церкви — северный портал и «царское место».

После прихода советской власти храм отобрали у Русской Православной Церкви, но, к счастью, не снесли. Свою роль здесь сыграла деятельность архитектора-реставратора П.Д. Барановского, по инициативе которого в Коломенском в 1923 году был создан музей. Церковь Вознесения вошла в его состав. Ставший первым директором музея Барановский в 1930-е годы стремился поддерживать храм в надлежащем виде и продолжал изучение его истории.

До 1970-х годов советское государство не выказывало интереса к проведению масштабных реставрационных работ в церкви Вознесения. И только в 1972—1990 годах здесь был произведен ремонт под руководством архитекторов Н. Н. Свешникова, А. Г. Кудрявцева и С. А. Гаврилова. Они дали подробное описание памятника, доказав, что паперти и крыльца появились не вследствие поздней перестройки, а существовали в храме изначально; провели исследование пола; проанализировали материалы об иконостасе XVI века.

Кроме архитекторов, на территории памятника трудились археологи, снявшие в 1970-е годы культурный слой высотой в метр. В 1990 году они нашли более 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. Результаты их деятельности помогли развеять миф о том, что на месте церкви Вознесения когда-то стоял другой храм.


Саша Митрахович 10.02.2017 11:12
Загрузка...

Читать следующую статью

Как Вознесенскую церковь в Коломенском едва не поглотили воды Москвы-реки

Читать предыдущую статью

Церковь Вознесения в Коломенском архитектура

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча