Артынов Александр Яковлевич

Диковинным словом «старинари» раньше иногда называли краеведов XIX века. В Угодичах главным таким краеведом по праву считается Александр Яковлевич Артынов. Уроженец этого села, он искренне любил свой край и посвятил немало сил изучению его истории.
Сейчас в Угодичах можно увидеть дом Артынова, памятник архитектуры местного значения. Это двухэтажное, покрытое штукатуркой здание. Т. П. Федотов в книге «Вокруг Ростова Великого» из знаменитой «желтой» серии «Дороги к прекрасному» с любовью описывал этот дом, его фигурные филенки в верхней части лопаток, столь типичные для провинциальной архитектуры. А внутри...
Раньше можно было попасть внутрь, где автор рассказывал о русской печи в кухне, «украшенной белыми изразцами с синей каемкой и нехитрым цветочком, заключенным в ромб», о лепных карнизах, о полукруглых угловых печах-столбянках, которые раньше были в доме, но до наших дней не дошли. Все эти замечания особо ценны потому, что сейчас всем желающим попасть в дом нельзя — он находится в частной собственности потомков А.Я. Артынова. Мемориальных вещей практически не осталось; но то, что удалось собрать, хранится в Угодичской школе, где разместился не только краеведческий музей, но и воссоздана комната А. Я. Артынова.
Что же он был за человек? Родился Александр Яковлевич в 1813 году. Его отец занимался огородничеством, а кроме того, как и многие жители села, поставлял рыбу в монастыри. Сначала Александр решил было продолжить дело отца, но такая коммерция оказалась не его делом. Поэтому он переехал в Ростов работать в «железной» лавке у своего тестя. Со временем Артынов попытался открыть собственный магазинчик в Угодичах, но душа к торговле у молодого человека явно не лежала. Все время он посвящал изучению истории родного края, собиранию местных легенд, преданий и песен. В своих разъездах по делам «фирмы», он встречался с купцами — любителями и ценителями старины, приобретал у них документы и книги. Потом он сам начал писать...
Немало уникальных источников Артынов нашел и в самих Угодичах. Например, в его руках оказались позже утраченные в пожарах «Хлебниковский Ростовский летописец» XVII века, а также рукопись самого владельца Угодичей — Мусина-Пушкина. Но, будучи краеведом-самоучкой, он не знал, что источники следует цитировать дословно, по возможности сохраняя язык и стиль. Отсюда — два полярных мнения, два полярных подхода к оценке его деятельности. Первое — весьма критическое. Так, историк Н. Н. Воронин в своем исследовании «Сказание о Руси и вечем Олзе в рукописях А. Я. Артынова», отмечает, что Артынов «склоняется к тому направлению, которое, в целях утверждения ретроградских исторических взглядов, не останавливалось даже перед подделкой источников. С особым постоянством Артынов берет эпиграфом своих трудов слова Николая I —„Надо сохранить в России, что искони бе“. Но Артынов, судя по его трудам, не столько собирал местные предания, сколько сочинял их сам, его больше пленяло собственное творчество».
Однако никаких конкретных примеров фальсификации Воронин не приводит. Между тем другие исследователи работ Артынова (Ю. К. Бегунов) склонны причислить Александра Яковлевича к тем «непрофессиональным собирателям русского фольклора, кто... все же сумел овладеть знаниями и посвятить свою жизнь благородной цели: собиранию и литературной обработке местных сказок...». При этом Артынов абсолютно не заботился о собственной выгоде и славе. И, наверное, лучше всех о бескорыстном труде краеведа-самоуч-ки из Угодич высказался его ученик и последователь — Андрей Титов. В предисловии к «Воспоминаниям» Артынова он написал буквально следующее: «Немного у нас имеется подобных воспоминаний, написанных бесхитростною и правдивою крестьянскою рукой». В этом, думается, и состоит их главная ценность.