Баранов Александр Андреевич освоение Русской Америки

Баранов Александр Андреевич освоение Русской Америки

На набережной Онеги, в нескольких шагах от Христорождественского собора, стоит скромная каменная стела. «Александру Баранову, основателю русских поселений на Аляске, исследователю и первому правителю Русской Америки», — значится на ней. Так каргополы почтили память земляка.


Памятный знак, установленный в Каргополе к 250-летию со дня рождения А. А. БарановаАлександр Андреевич Баранов (1746—1819) родился в семье каргопольского мещанина. Поучиться ему толком не довелось, но «необычайные природные способности и замечательная энергия помогли ему только путем чтения и путешествия приобрести обширные и точные познания» (Военная энциклопедия (1911—1914)). В частности, Баранов основательно знал химию и горное дело. Достигнув совершенных лет, он женился на купеческой вдове Матрене Марковой, сам записался в купеческое звание и начал вести торговые операции.

В 1780 году Александр Андреевич Баранов перебрался в Сибирь, но здесь его предприятия не имели успеха, и в 1790 году он принял предложение Г. И. Шелехова взять на себя управление основанными последним в Америке колонией и торговой компанией. 19 августа 1790 года он вышел из Охотского порта на галиоте «Три Святителя», направляясь к берегам Америки.

Крушение и зимовка в бухте Кошигинской

Плаванье началось несчастливо. 6 октября галиот потерпел крушение в бухте Кошигинской. Спасти с корабля удалось очень немногое, помощи ждать было неоткуда, и горстке людей пришлось зимовать в самых жестоких условиях — в землянке, питаясь кореньями, юколой, изредка получаемой от алеутов, и, если удавалось добыть, дичью. Похлебку из ржаной муки делали лишь по большим праздникам. «Зиму я проводил в большой скуке, — описывал позднее свои злоключения Баранов, — а паче когда погода была дурная. Случалось, иногда по два месяца сряду продолжалось ненастье и не можно было никуда выйти; но впрочем ни одного ясного дня не упускал, чтоб не ходить с ружьем, от коего довольствовался без нужды пищею».

Форт-Росс празднует свое двухсотлетие. Да, и знаменитый Форт-Росс также основан Барановым.

Кажется, в подобных обстоятельствах можно думать лишь о выживании. Но нет: Баранов не терял времени — изучал местные обычаи и условия, обдумывал устройство американских колоний. При этом, «как верный сын Церкви и Отечества, он прежде всего предполагал озарить диких народов светом Евангелия, будучи уверен, что хороший пастырь, изуча язык туземцев, проповедью Слова Вечного и примером прямо христианской жизни, всего успешнее может укрепить в них наклонность к трудам и общежитию, и потому просил „прислать ученого Священника, смиренномудрого, а не суеверного и не ханжу“» (К. Хлебников. Жизнеописание Александра Андреевича Баранова, главного правителя Российских колоний в Америке (1835)).

Александр Андреевич Баранов - «Главный правитель Русской Америки»

Карта 1838 года, на которой изображена Сибирь и русская — пока еще — Аляска. В заливе Аляска в честь Баранова назван Архипелаг Александра. А в Ситке, основанной Барановым как форт Михаила Архангела, с 1989 года стоит памятник ему.

С лишком двадцатилетние труды Баранова по обустройству Русской Америки сейчас незаслуженно забыты (да и где она, та Русская Америка?). Это несправедливо. «Главный правитель Российских колоний», подобно другим ярким представителям своего поколения, жизнь свою приноравливал к государственной стезе и готов был на многие жертвы для блага России, как он его понимал. Увы, для подробного рассмотрения деятельности Баранова в Америке здесь не достанет места, поэтому можем лишь отослать читателя к процитированной выше книге Хлебникова. Вкратце же эта деятельность заключалась в основании укрепленных поселений, организации исследовательских экспедиций, налаживании связей с местным населением. Что касается последнего, то здесь очень важно отметить, что Баранов в большей степени уповал на просвещение и распространение христианства, чем на грубую силу. Даже и те, кто не любил его, не могли не питать к нему уважения, о чем свидетельствовал мичман Г. И. Давыдов, знававший «главного правителя»:

«Слава имени Баранова гремит между всеми варварскими народами, населяющими северо-западные берега Америки до пролива Жуан де Фука. Даже живущие в отдаленности приезжают иногда смотреть его и дивятся, что столь предприимчивые дела могут быть исполняемы человеком столь малого роста».

Известно, сколь развратительно действует на человеческую природу неограниченная власть. Баранов обладал подобной властью в Русской Америке. Нельзя, конечно, сказать, что он проводил «равноангельное житие», но тем не менее по-человечески его поведение следует признать весьма достойным. Имея троих детей от туземной жены, он заботился прежде всего о том, чтобы дать им образование (этой же заботой он был вооружен и относительно других детей-креолов; в Русской Америке действовали школы, а особенно одаренных отправляли учиться в Россию).

Умножив доходы и территории Русско-Американской торговой компании, сам для себя «правитель» не нажил никаких капиталов, что выяснилось только после его смерти (и стало неожиданностью для его многочисленных недоброжелателей). «Российским Писарро» называл он сам себя. Но, к счастью, Писарро он не был. Он был Барановым.

Выдающиеся личности России.


Саша Митрахович 24.08.2017 10:15
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча