Благовещенский собор Гороховец

Благовещенский собор Гороховца, построенный на средства «торгового человека» Семена Ершова, был освящен в 1700 году. Интересно, что могучий храм Ершов отстроил прямо напротив окон своего конкурента купца Матвея Опарина. Двое дельцов даже судились как-то, вот победивший и решил, видимо, наряду с благим делом храмостроительства заодно «приструнить» проигравшего соперника. Оскорбленным Опариным пришлось перестраивать крыльцо своего дома, «разворачивая» его от собора к реке.
Благовещенский собор не похож на другие храмы Гороховца с их тяжеловесными подклетами и легкими вторыми ярусами. Зодчие сделали Благовещенский храм поистине апофеозом монументальности — от фундамента до крыльца. Его куб крупно расчленен массивными лопатками, лаконичные окна без наличников утоплены в ниши (оригинальные, общие для окон нижнего яруса и второго света). И все это как бы придавлено сверху громадными, тяжеловесными главами.
Максимально укрупнив формы своей постройки, строители смогли добиться практически невозможного: расположенный в низине, у самого клязьминского берега храм остается одной из главных городских доминант! Он главенствует и над площадью, и над окружающими кварталами; более того, он не теряется и при взгляде со стороны реки, хотя над ним буквально парит водруженный на гору Троице-Никольский монастырь! Его белые храмы, как ни странно, не только не подавляют собор, но даже как бы подчиняются ему: эдакое элегантное дополнение, обрамление для центра городской композиции. А кто тут главный — сомнений не возникает.
Стройная и легкая, поистине гороховецкая (завышенный восьмерик на низком четверике) колокольня — антитеза массивному собору, но в этом ансамбле она не чужая. Прекрасно вписалась в архитектурный комплекс и маленькая теплая церковь Иоанна Предтечи.
В храме первой половины XVIII века, еще архаичном по формам, сейчас располагаются экспозиции гороховецкого музея. И даже совсем «молодая» часовня 1887 года (эпоха историзма в архитектуре) стилизована под старину настолько удачно, что выглядит эффектным последним штрихом на этом зодческом полотне, написанном вокруг главного храма Гороховца.