Блаженный Николай Псковский

Феномен широко распространенного в Русском Православии юродства как особой категории святости хорошо известен. Среди наиболее прославленных Христа ради юродивых мы найдем и Русского святого, блаженного Николая Псковского.
В середине февраля 1570 года, после кровавой расправы над жителями Великого Новгорода, Иван Грозный разделил опричное войско на несколько отрядов, отправив их в карательную экспедицию на Нарву, Иван-город, а также к Пскову, «младшему брату» новгородскому. Этот, «псковский», отряд царь возглавил сам.
Источники довольно сильно разнятся в своих показаниях относительно того, сколько человек пало жертвами государя в Новгороде, зачастую называя совершенно фантастические цифры, но при этом очевидно, что город на Волхове подвергся настоящему разгрому.
Так сколько на самом деле людей пало в Пскове от зверств опричного войска Ивана Грозного?
- В «Повести о приходе царя Ивана на Новгород», включенной в новгородские летописи, говорится, что на протяжении пяти недель в реке ежедневно топили по 1000—1500 человек и только в редкий день число убиенных не превышало 500—600 человек.
- Цифру в 60 тысяч жертв «мужей и жен и детей» называет Псковская летопись.
- Находившиеся в то время на русской государевой службе иностранцы Иоганн Таубе и Элерт Крузе свидетельствуют, что только «именитых» людей в Новгороде погибло 12 тысяч.
- Андрей Курбский, некогда бывший ближайшим другом Грозного царя, сообщает, что лишь за один день по указанию Ивана было перебито 15 тысяч человек (и это не включая сюда женщин и детей).
- Автор «Записок о России» А. Шлихтинг говорит о гибели «2770 из более знатных и богатых, не считая лиц низкопоставленных и беспредельного количества черни, которую он уничтожил всю до полного истребления».
Известия о зверствах царя в Новгороде дошли до псковичей раньше, чем на дальних подступах к городу загорелись бивуачные костры опричного войска. Псков охватило смятение. Автор современной литературной обработки житий русских святых монахиня Таисия (Карцева) пишет:
«И вот, когда царь, окруженный опричника ми, вступил в город, он увидел, что перед каждым домом поставлены столы с хлебом и солью, а рядом со столами — на коленях граждане с женами и детьми. Злоба опять закипела в душе царя. Когда первым поднес ему хлеб и соль князь Токмаков, он с яростью оттолкнул блюдо, и соль рассыпалась. Все вздрогнули от ужаса...»
Именно в этот момент псковский юродивый Николай Псковский «подъехал» к Ивану Васильевичу на палке, словно на лошади, и изрек:
«Иванушка, Иванушка, покушай хлеба и соли, а не человеческой крови».
Царь велел схватить его, но блаженный чудесным образом скрылся.
Как блаженный Николай Псковский выгнал Ивана Грозного
В отличие от житийных повествований, иные исторические источники ничего не сообщают об этой встрече Ивана Грозного с блаженным Николаем. При этом они разнятся в описании дальнейших действий царя. Например, Таубе и Крузе отмечают, что он «начал не менее безумствовать» в Пскове, чем в Новгороде, и только тогда, когда Иван
«уже задушил там многих, а других превратил в нищих, был послан к великому князю по воле Божией один бедный человек по имени Никола, которого все псковичи почитали как никого».
Согласно псковским летописям, царь не творил в городе зверств, но был доволен оказанным ему приемом, после чего отправился на богомолье в кафедральный Троицкий собор, а затем «прииде благословитися к блаженому Николе». Источники единодушны в том, что во время встречи юродивый Николай Псковский пророчествовал царю Ивану наказание в случае дальнейшего кровопролития. По Житию, псковский святой предложил государю кусок сырого мяса:
«Покушай, Иванушка»
— «Я христианин, — ответил царь, — мяса постом не ем!»
— «Ты делаешь хуже, — возразил блаженный, — ты питаешься плотию и кровию человеческою. Ты забываешь не только пост, но и Бога!»
Итогом встречи Ивана Грозного и Николая стал спешный уход опричников из Пскова. Псковская летопись добавляет, что сперва царь не послушался грозного предостережения и приказал снять колокол с Троицкого собора. Однако тут же пал его любимый конь, после чего устрашенный правитель «бежа из града».
Смерть и чудотворения юродивого Николая Псковского
28 февраля 1576 года блаженный Николай Псковский ушел из жизни. Псковичи погребли его в Троицком соборе, удостоив чести, которая обычно сопутствовала лицам, стоявшим на вершине социальной лестницы.
Уже в 1581 году, во время осады Пскова Стефаном Баторием, было записано чудо — блаженного Николая Псковского видели молящимся пред Богородицей в числе других угодников Божиих.
Николай Псковский, наряду с другими юродивыми, очень выдающаяся личность России.