Богослужения в храме-музее Спас-на-Крови

Долгие годы Спас-на-Крови был закрыт на реставрацию. Только в 1997 году простым смертным представилась возможность увидеть его интерьеры. Петербуржцы помнят, что сразу по открытии храма очередь в кассу шла вдоль всего канала Грибоедова и поворачивала на Невский проспект.
Поразительные мозаики и каменные «ковры» полов приводили публику в восхищение. Но действующим храм не был, и его роль — туристической святыни — больно ранила сердца верующих. Пустой алтарь стоял, как тело, из которого ушла душа.
23 мая 2004 года митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров) совершил повторное освящение Воскресенского храма, под его мозаичные своды вернулось Таинство. Пусть не часто — но литургия в церкви совершалась. Одновременно она оставалась (и остается сейчас), согласно своему культурному значению, музейным объектом.
Начиная с сентября 2010 года в храме проводятся регулярные богослужения. Каждый воскресный день люди приходят в Спас-на-Крови не любоваться, а молиться. В это время вход в собор Воскресения Христова свободный. Богослужение в храме-музее ничем не отличается от богослужения где бы то ни было — кроме того, что нельзя зажигать свечи, дабы не нанести урона уникальному интерьеру. После каждой службы совершается панихида по усопшему императору Александру II, как то было заведено и прежде.
Конечно, число прихожан храма значительно меньше того количества людей, что приходят сюда ежедневно в качестве туристов (в «высокий сезон» Спас-на-Крови осматривают до 5000 человек в день). Происходит это, возможно, из-за того, что о службах в Воскресенском храме мало кто знает — он слишком «привычно-музейный». Кроме того, по окончании службы прихожанам негде собраться: они должны торопиться уйти, потому что музейным работникам нужно приготовить храм к приему «светских» посетителей. Расписание служб тоже связано с музейным графиком. Литургия начинается в 7:30 — с тем чтобы окончиться как можно раньше.
Тем не менее, несмотря на все неудобства, постепенно формируется настоящий приход, у которого уже есть свои традиции — например, пение за богослужением прекрасного, хотя и небольшого, мужского хора.