Борисоглебский монастырь Дмитров

Борисоглебский монастырь Дмитрова - один из древнейших монастырей Подмосковья.
По легенде Борисоглебский монастырь в Дмитрове основал сам Юрий Долгорукий вскоре после того как заложил сам город Дмитров. Но в XIX веке под алтарем монастырского собора нашли каменный крест с нанесенной на него датой — 1388 год!
Да и сам собор Борисоглебского монастыря действительно выдающийся. Зримо старинный, он напоминает о Древней Руси, что неудивительно: несмотря на достаточно позднюю датировку (первая треть XVI века), храм возведен в уже несколько архаичных к тому времени формах. Он четырехстолпный, трех-апсидный, с могучей главой; правда, известно, что в древности собор был двуглавым. Вторая, меньшая по размеру глава венчала южную пристройку — Вознесенский придел. Собор долгое время оставался единственным каменным зданием монастыря.
В середине XVII века Борисоглебский монастырь был приписан к Новгородскому архиерейскому дому в качестве подмосковной резиденции митрополита Никона, будущего Патриарха. Никон, против обыкновения, каменного строительства в обители не развернул, будучи в это время занят другими делами. Так что монастырь отстраивался «на века» уже позднее — после пожара 1672 года. Тогда появились святые ворота с надвратным Никольским храмом, келейный корпус, стены и башни. В одной из них расположились покои настоятеля.

Далее архитектурный облик монастыря формировался в целом бессистемно. В конце XVIII века шатровую соборную колокольню заменила ныне существующая. Казалось бы, новая колокольня должна была внести «стилевую разноголосицу» и вступить в диссонанс с древним храмом, но этого, на удивление, не произошло — «вписать» колокольню получилось достаточно деликатно.
Куда более заметны плоды перестройки надвратной Никольской церкви в XIX веке — вследствие этого вмешательства храм утратил четкость форм и «поплыл». Тогда же, в XIX столетии, было построено большинство жилых и служебных зданий монастыря. Башни дошли до нас более или менее неизменными, за исключением северо-западной — ее уже в новейшее время зачем-то разобрали и переложили заново «почти как было». Каковы бы ни были мотивы такой перестройки, не лишним будет напомнить: разборка подлинника и замена его копией в реставрационном деле — самая крайняя мера, когда ничто иное уже не может спасти памятник.
Но вернемся к истории монастыря. Вскоре после революции монахи, образовав сельскохозяйственную артель, перебрались в Николо-Пешношский монастырь, а в Борисоглебском поселились инокини эвакуированного еще в 1914 году с Западной Украины Турковицко-го монастыря. Позже к ним присоединились сестры Бахрушинской общины (находилась под Зарайском, уничтожена). Впрочем, очень скоро начались полномасштабные гонения на Церковь, и монастырь закрыли. В 1926 году его передали краеведческому музею, а в 1932 году в бывшей обители обосновалось управление Дмитлага — исправительно-трудового лагеря, «специализировавшегося» на постройке канала Москва — Волга... Впрочем, как известно, канал строили не только заключенные. Вольнонаемные селились на прилегающих к Борисоглебскому монастырю улицах, образовав так называемый городок Дмитлага.
Когда строительство канала завершилось и Дмитлаг был расформирован, в бывшую обитель въехала воинская часть, занимавшая ее около тридцати лет. Потом постройки передали под учреждения (а братский корпус и вовсе под жилье).
Борисоглебский монастырь Дмитрова вернули Церкви в 1993 году, ныне он полностью восстановлен. В 2006 году на площади у его стен появилась скульптура, изображающая князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Автор памятника — А. Рукавишников.