Бывшее Полицейское управление Гатчина (Съезжий дом)

В Гатчине, и без того богатой на архитектурные достопримечательности, есть здание, необычное не только своим обликом, но и ведомственной принадлежностью. Уже многие годы, начиная с 1868-го, оно верой и правдой служит закону, являясь главным зданием Управления городской полиции. Причем одной из его структур была пожарная часть, исполнявшая широкий круг задач по типу нынешнего МЧС - отсюда и высокая каланча на этом здании. И сегодня здесь размещается профильное учреждение - Управление МВД по Гатчинскому району.
История
За 70 лет до постройки дома полиции российский император Павел I одобрил инициативу главноуправляющего его любимой Гатчиной, генерала от инфантерии Петра Хрисанфовича Обольянинова «Об учреждении в городе Гатчино Городового Правления и госпиталя». Это не опечатка: такое написание названия города в форме среднего рода продолжало бытовать в официальных бумагах вплоть до начала XX века!
Итак, отныне учреждался должностной штат с полицмейстером во главе, и помимо поддержания в городе должного порядка управление занималось снабжением провизией размещенных в городе воинских частей.
Каменное здание, поначалу именуемое Съезжим домом, было построено в начале второй половины XIX столетия, причем историки и краеведы подчас называют разные даты завершения работ. Проект принадлежит главному гатчинскому архитектору Адриану Васильевичу Кокореву.
Прежде на месте этого здания по улице Полицейской стоял деревянный дом стражей закона, и отсюда были хорошо видны разные районы города. Он был построен при полковнике Василии Васильевиче Ольдерогге, герое Отечественной войны 1812 года и участнике Бородинской битвы, служившем в Гатчине полицмейстером до 1840 года.
Архитектор Кокорев поделил каменное здание на три части, обозначив центральную область рустованными лопатками и площадкой с балюстрадой наверху. Над ней возвышается восьмигранная двухъярусная дозорная башня, также снабженная площадкой и сторожкой для дежурного наблюдателя. В левом крыле дома были устроены казармы полицейских и служебные квартиры, правое было отведено под арестантские камеры и места временного содержания задержанных.
На пороге XX века городская полиция Гатчины численностью более 60 человек считалась одной из лучших в российских дворцовых городах. Она была вооружена передовыми по тем временам револьверами системы «наган» и стальными шашками, постоянно проводила учения. При последнем полицмейстере Николае Алексеевиче Кавтарадзе гатчинская полиция, в отличие от столичной, не стала стрелять в демонстрантов в дни Февральской революции.
Сегодняшняя гатчинская полиция продолжает боевые и нравственные традиции своих предшественников, а здание ее Управления являет собой пример преемственности в жизни российских административных зданий.