Дарна Истринский район история

Дарна, ранняя история села
Изначально село это называлось Дорна; известно оно как минимум с XV века. По одной из версий, название возникло от слова «дор» — то есть «участок, свободный от леса».
Впервые село Дарна упоминается в разъезжей грамоте, которая устанавливала его границы. Тогда Дорна (или Доренское) принадлежало близкому сотруднику великого князя Московского Ивана III — Ивану Товаркову-Пушкину. Позже, уже при Федоре Иоанновиче, село перешло в казну, откуда его выкупил дьяк Истома Карташев. Он знаменит тем, что в 1609 обеспечивал защиту Москвы от Лжедмитрия II и погиб от рук захватчиков. Имение снова перешло в род Пушкиных, а после снова же вернулось в казну.
Владельцами Дарны побывали в свое время и царский стольник Афанасий Боборыкин, известный тем, что получил чудесное исцеление от Ризы Господней, что хранится в Успенском соборе Кремля, и троюродный брат царя Алексея Михайловича, и прапрадед Петра Яковлевича Чаадаева, пушкинского приятеля.
Русская Палестина
В 1658 году Патриарх Никон приобрел эти земли у частных владельцев для своего монастыря. Никон хотел устроить на Истре «русскую Палестину», наш аналог Святой Земли, — Новый Иерусалим, который по задумке Патриарха должен был стать духовным центром православного мира. Никон специально собирал здесь монахов из разных земель — в обители жили русские, украинцы, белорусы, греки, немцы, литовцы, поляки...
Как оказалось, истринский ландшафт удивительно схож с ландшафтом древней Палестины. Дарну тогда переименовали в Воздвиженское. Во второй половине XIX века через Дарну всегда проезжали русские цари, совершавшие паломничества в Ново-Иерусалимский монастырь.
Николаевская железная дорога
С появлением Николаевской железной дороги жизнь села изменилась. Дарна превратилась в своего рода перевалочный пункт между станцией Крюково и Воскресенском (ныне город Истра). «Путь по проселочной дороге протяженностью в 21 версту занимал не менее пяти часов. Пассажиров возили шестиместные линейки, тарантасы, брички и простые повозки. Дачники, которые потянулись в Воскресенск, иногда ехали на велосипедах.». Правда, в слякоть и дождь дорогу сильно размывало. Так, например, в 1885 году молодой врач Антон Павлович Чехов отмечал, что полпути «теленком» прошагал за экипажем.